Массовое использование гражданами Украины авто на иностранной регистрации многие считают незаконным. По сути это так, вот только наказание за нарушение таможенного законодательства происходит крайне редко.

Легально резидент Украины может передвигаться на автомобиле с иностранной регистрацией в течении 5 дней при повторном пересечении границы в одном и том же пункте пропуска, или 10 дней, если повторное пересечение происходит в другом пункте пропуска.

Такая законная схема использования авто на польских или литовских номерах используется жителями приграничных районов. Собственно за нее этих пользователей называют “пересичниками”, поскольку они вынуждены регулярно пересекать границу.

Читайте також: Mercedes-Benz C-Class "на бляхах" - надійність, перевірена часом

Нерезидент имеет право ввезти на таможенную территорию Украины авто на год. Эта норма регулируется международными правовыми нормами в т.ч. Стамбульской конвенцией. Гражданин Польши может абсолютно законно ездить на автомобиле с польской регистрацией в течении года по нашей стране. Гражданин Украины таких прав не имеет.

Парадокс нынешней ситуации с массовым использованием автомобилей с иностранной регистрацией гражданами Украины заключается в том, что контролировать соблюдение таможенного законодательства должна ДФС, которая не имеет полномочий для остановки и последующей проверки автотранспорта внутри страны.

Читайте також: Skoda Octavia "на бляхах" – удачный компромисс

Полиция, которая имеет право останавливать автомобили на дорогах общего пользования, не может контролировать соблюдение таможенного законодательства, поскольку это функция другого ведомства. В данный момент полиция не имеет доступа к таможенной базе и не знает, кто и когда пересекал границу на каждом конкретном автомобиле.

Сейчас действует следующая схема (упрощенно): зарегистрированный в Польше Литве или любой другой стране автомобиль на территорию Украины ввозит нерезидент. Он передает автомобиль, ключи и техпаспорт гражданину Украины (покупателю), забирает деньги, а сам уезжает обратно. Гражданин Украины покупает страховой полис (его для авто на иностранной регистрации предлагают многие страховые компании), просто садится за руль авто с иностранной регистрацией и спокойно ездит.

Если его останавливает полиция – предъявляет водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля и страховой полис (в определенных случаях). Весь перечень необходимых для предъявления сотрудникам полиции документов содержится в Правилах дорожного движения. Ни каких доверенностей, доказательств недавнего пересечения границы, трудовых договоров и прочих документов, не предусмотренных Правилами дорожного движения, водитель предъявлять не обязан.

Читайте також: Renault Laguna "на бляхах": стоит ли брать

Еще одна схема завоза заключается в том, что гражданин Украины сам загоняет автомобиль в Украину (он даже может быть вписан в техпаспорт и являться совладельцем авто), нарушает сроки пребывания и платит предусмотренный в таких случаях штраф (8500 грн.). После этого он и дальше спокойно ездит по территории Украины, поскольку таможня не может дважды выписывать штраф за одно и то же нарушение.

Конечно, при использовании подобных схем, теоретически, полиция может задержать водителя, отправить запрос в ДФС, дождаться ответа и «сдать» водителя таможенникам. ДФС может выписать штраф в размере 300% от стоимости таможенных платежей, руководствуясь ст. 485 Таможенного кодекса Украины. Но такие случаи хоть редко, но все же происходят.

Читайте також: Стоит ли покупать Volkswagen Passat B5 "на бляхах"

Именно поэтому, каждый, кто садится за руль автомобиля с иностранной регистрацией, дожжен иметь представление об особенностях его использования в Украине и быть готовым к возможным судовым разбирательствам с государственными органами, что предполагает немалый расход сил, времени и денег.