Реформа полиции и преобразование МРЭО в сервисные центры повлияли и на автострахование украинцев. О деталях этих правоотношений, статистикеДТП и реалиях механизма компенсации — в материале сайта "24".
Абсолютно каждое транспортное средство должно иметь страховой полис в соответствии с законом Украины об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (так называемая ОСАГО или автогражданка). Его задача – упростить для украинцев процедуру получения возмещения причиненного вреда имуществу и здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия.
В первые дни работы новой полиции участники ДТП жаловались на определенную "нерасторопность" полицейских при оформлении. Сегодня, констатируют юристы, полицейские научились реагировать и проводить процедуру быстро. Зато проявилась другая проблема – законодательство об обязательном страховании выписано слишком нечетко, что ставит под сомнение весь процесс.
Читайте подробно о том, Что делать, если попал в ДТП: пошаговая инструкция и полезные советы
Заместитель директора Подольского отделения Киевского филиала страховой компании "Брокбизнес" Алена Чернева в комментарии сайту "24" рассказала, что с того времени, как регистрировать транспортные средства стали сервисные центры, а не МРЭО, изменилась стоимость страховок транспортных средств, зарегистрированных не по месту прописки владельца. Ранее на стоимость влияли номера авто – киевские номера "стоили" одну сумму, других городов – другую. Сейчас есть привязка к сервисному центру, где транспортное средство зарегистрировано. Поэтому изменился принцип начисления. Раньше показателем использования авто был сам его номер, а теперь – место регистрации. Разница в сумме, например, для Киева и маленького городка или села довольно существенна, она влияет на стоимость страховки.
Некоторые люди, которые ездят преимущественно в селе, например, машину покупают в Киеве, и в столице же ее ставят на учет. Соответственно, платят за страховку по столичным ценам. Что становится для них неприятным "сюрпризом". Недавно клиент спросил: если есть возможность переставить на машину областные номера, будет дешевле страховка? Отвечаю – нет. Если областные номера будете регистрировать в киевском же сервисном центре – будете платить, как в Киеве,
– объяснила Чернева.
Юрист-специалист в сфере дорожно-транспортных происшествий Елена Левчишина в комментарии сайту "24" отметила, что увеличился также лимит ответственности, по которому по договору обязательного страхования можно получить возмещение. До февраля 2015 это были 50 тысяч гривен по имуществу и 100 тысяч – по здоровью, с 19 февраля 2015 года этот лимит – 100 тысяч за имущество, и 200 тысяч – вред здоровью.
По словам Елены Левчишиной, в Европе очень распространена схема использования европротокола – возможности страхового возмещения без участия полицейских, судебного решения и без административной ответственности сторон. Это специальный бланк, который заполняется участниками ДТП на месте, и с ним можно обращаться напрямую в страховую компанию. Главные условия для применения европротокола: отсутствие пострадавших, два участника ДТП, признание вины одной из сторон, размер материального ущерба не должен превышать 50 тысяч гривен, отсутствие состояния алкогольного или наркотического опьянения у участников ДТП. В Украине с декабря прошлого года также существует такой механизм возмещения, для которого как раз и нужен тот самый европротокол.
В этом направлении произошли существенные сдвиги В 2014-2015 годах лишь 1-2% от общего количества ДТП оформлялись по европротоколу. На сегодня этот процент вырос до 10. Это очень хорошо,
– отметила юрист.
Но правовой уровень наших граждан недостаточно высок, они не осознают, что европротокол – действительно очень удобная схема выхода из отдельных дорожно-транспортных ситуаций, констатировала эксперт. И добавила, что все-таки европротокол нельзя считать панацеей в автостраховании, ведь его сфера применения достаточно ограничена условиями.
Самая большая проблема обязательного страхования, по словам Елены Левчишиной, в том, что законодатель нечетко прописал условия, создав прецедент: дал право потерпевшему выбирать, к кому обращаться за возмещением: в страховую компанию или непосредственно к виновнику.
Законопослушный водитель оформил полис страховой ответственности. Это обязательный документ, как и права и техпаспорт. Но если случается ДТП, не факт, что этот полис сработает. Ибо потерпевший может захотеть получить возмещение непосредственно от виновника, а не от страховщика. Таким образом, полностью нивелируется институт обязательного страхования. Зачем же страховаться, если требования предъявляются все равно к лицу,
– отметила юрист.
Пострадавшие в ДТП, в основном, требуют возмещения от лица вместо страховой компании, если страховая по каким-то причинам не выплачивает компенсацию, или у человека нет желания вообще связываться со страховыми компаниями (причины могут быть разные). Таким образом, защищаются интересы потерпевшего лица и, в определенной степени, страховой компании. Но не застрахованного водителя-виновника. Поэтому Левчишина подчеркнула – полис обязательного страхования должно стать четким условием в процессе правоотношений между участниками ДТП. А ответственность за недобросовестные страховые компании должен взять на себя компетентный государственный орган, а не граждане.
На запрос сайта "24" в Управлении безопасности дорожного движения Департамента превентивной деятельности Национальной полиции Украины сообщили, что за 2016 год зарегистрировано 158 776 дорожно-транспортных происшествий, из которых 26 782 – с пострадавшими.
Также в Управлении отметили, что отдельной статистики относительно отсутствия у водителей полисов, в том числе во время ДТП, не предусмотрено. Однако Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 126 (управление транспортным средством лицом, не имеющим соответствующих документов на право управления таким транспортным средством или что не предъявило их для проверки). А полис обязательного страхования как раз является одним из этих документов. И в течение 2016 года по этим правонарушениям работниками полиции вынесено 107 867 постановлений по делам об административных правонарушениях.
Стоимость полиса обязательного страхования зависит от:
типа транспортного средства (объем двигателя, грузоподъемность, пассажировместимость);
места регистрации ТС;
периода использования ТС (для годичных полисов ОСГПО (автогражданки);
сферы использования ТС;
водительского стажа лиц, допущенных к управлению ТС;
срока действия полиса.
А страховая компания на свое усмотрение может устанавливать минимальную ставку или максимальную. По информации Алены Черневой, наименьшая страховка сегодня – для мотоцикла с маленьким объемом двигателя, зарегистрированного в небольшом населенном пункте (до 100 тысяч населения) – 137 гривен 70 копеек (за год). Еще можно сделать 5, 10 или 20% скидки. 20% можно получить при условии 4 лет безаварийной езды. Получается 110 гривен – минимальная страховка.
Самая же большая страховка – для автобусов, 4625 гривен. Для легковых авто с наибольшим объемом двигателя 3000 кубических сантиметров) – 2358 гривен без скидок.
Читайте также: Транспортные налоги-2017: за что будут платить украинские водители