Чем заправлять американские автомобили: соответствие маркировки бензина

14 октября 2018

 Чем заправлять автомобили из США, интересуются обычно только новоиспеченные владельцы – есть причина, по которой бывалых "американоводов" это не интересует. Между тем, тема американского бензина полна заблуждений. 

Когда заходит речь о том, чем заправлять американские автомобили, почему принято считать, что заокеанские моторы охотно питаются низкооктановым топливом. Очевидно, причина появления таких “знаний” – в информационных табличках на американцах, где касательно топлива проставлены цифры 91, 89 и даже 87. Между тем, это совсем другие цифры, нежели наши показатели октанового числа, соединенные c буквенным индексом: А-80, А-92, АИ-93, А-95 и подзабытые уже А-76 и АИ-93.

Читайте также: Как сделать автомобиль экономичнее

Химия и физика

Давайте потратим пару минут на теорию. Позвольте напомнить, что есть несколько методов определения окта нового числа бензина. Первый – это исследовательский способ RON (Research Octane Number по-английски), привычный для большинства стран Европы. Второй – более суровый моторный способ MON (Motor Octane Number), его используют на Американском континенте. Есть еще пара методик – дорожное октановое число RdON (Road Octane Number) и насосное октановое число PON (Pump Octane Number), также типичные для Америки.

Каждый из этих методов точнее показывает поведение топлива в каких-то определенных условиях нагрузок на двигатель. Например, октановое число по моторному методу отражает “работу” топлива при больших нагрузках – на высокой скорости, движении на подъем, при ускорении на частично открытом дросселе. А октановое число по исследовательскому методу характеризует работу двигателя на переходных режимах, т.е. при смене нагрузки.

Читайте также: Коли краще купувати машину, щоб зекономити купу грошей

Свой октановый путь

При всем при том, для американского потребителя создан свой собственный итоговой показатель антидетонационной стойкости бензина: AKI (Anti-Knock Index — антидетонационный коэффициент). Он определяется как среднее арифметическое между октановым числом по моторному и по исследовательскому методу. Относящиеся к одному сорту бензина цифры складывают и делят на два - (MON+RON)/2 = AKI. Например, наш А-92 в американской интерпретации будет выглядеть таким образом: (92+83)/2 = 87,5. Или – наш более высокий А-95: (95+85)/2 = 90 по AKI.

То есть “на глазок” американская цифра “грешит” в сторону занижения примерно на 5 пунктов. А значит, никакие”американцы” не “всеядные”, а к отображенным в их мануалах сортам топлива нужно прибавлять 4 – 5 единиц, чтобы привести их к привычным в Европе значениям.

Читайте также: Авто зі США: недоліки американських машин

Несмотря на традиционную склонность к “разжатым”, дефорсированным моторам большого объема и невысокой степени сжатия, американцы уже в 1980-е годы все свои двигатели выпускали под бензины октановым числом не ниже AKI 87, т.е. “по-нашему” - марки А-92.

Ориентировочное соответствие бензинов по европейской и американской классификациям *

Товарный бензин в Европе, марка

Октановое число по исследовательскому методу (RON)

Октановое число по моторному методу (MON)

Товарный бензин в Америке, AKI

А-98

98

88

91 (Premium)

92 (Premium)

93 (Supreme)

А-95

95

85

89 (Plus)

А-92

92

83

87-му (Regular)


* Товарное наименование разнится в зависимости от штата и сети АЗС

Читайте также: Чим хороші німецькі автомобілі

При этом

На самом же деле, соблюдения октанового числа до последней циферки моторы не требуют. Современный впрысковый двигатель сам корректирует свою работу в зависимости от характера сгорания бензина в цилиндрах, его датчики фиксируют возникновение детонации и смещают момент зажигания для ее прекращения.

Нет никакого смысла применять бензин более с высоким октановым числом, чем предписано автопроизводителем: теплотворная способность (т.е. выделение энергии при сжиганиии) марок А-92 и А-95 практически одинакова, а настройки двигателя конструкторы выполняют под конкретные параметры топлива, и бензин с лучшими антидетонационными свойствами ничего не даст. Т.е. мотор не может работать лучше, чем это запрограммировали его создатели. А вот хуже (из-за слишком низкого октанового числа) – может, так как вышеупомянутая коррекция момента зажигания снижает отдачу силового агрегата и повышает расход топлива.

Читайте также: Чим хороші американські автомобілі