Накануне очередного совпадения пятницы и тринадцатого мы решили проверить, почему создатели и маркетологи автомобильной техники не подвержены суевериям. Насколько успешны были модели, несущие в своем имени цифру 13?
Суеверие – не самый страшный недостаток, а грешат этим предрассудком многие из нас. Как на этом фоне понимать то, что немало моделей, выпущенных в разные годы по всему миру, содержали в своем имени “несчастливое” число? Чтобы проанализировать его влияние на везение, мы выбрали всемирно известные автомобили - в количестве, конечно же, 13 штук. Пройдемся по ним по хронологии.
Даже если опустить тот факт, что это была первая модель знаменитой марки, автомобиль получился однозначно успешным: целая коллекция трофеев с престижнейших гонок своего времени и фундамент для нескольких последующих десятилетий спортивной славы.
Читайте также: Как автопроизводители обманывают с типом кузова
Боевая машина (отсюда - БМ) реактивной артиллерии, одним залпом отправлявшая на врага шестнадцать ракет калибра 132 мм. Второе официальное название – гвардейский реактивный миномет, но и по сей день все знают БМ-13 и ее производные как “Катюшу”.
Ракеты доставали противника на расстоянии более 8 км, причем заряд мог быть как обычным осколочно-фугасным, так и зажигательным (термитным). Особой точностью стрельбы установка не отличалась, но этот недостаток целиком покрывался мощью зарядов и плотностью огня.
Пожалуй, нет модели с более завидной судьбой (возможно, в том числе и вне в этой подборки). Недосягаемая мечта миллионов, символ высочайшего положения в обществе, шарм уникальности и предмет вожделения на протяжении вот уже шестидесяти лет – все это “Чайка” ГАЗ-13.
Было сделано немногим более 3000 экземпляров, из которых около половины сохранены по сей день и уже никогда не будут потеряны. Несомненный жизненный успех для автомобиля с несчастливой цифрой в индексе.
Удивительно самобытный автомобиль, сочетающий в себе комфорт тогдашнего бизнес-класса и архаичное компоновочное решение: крупный бизнес-седан был заднемоторным. Причем огромный 8-цилиндровый V-образный двигатель охлаждался воздухом.
Автомобиль сразу задумывался как номенклатурный транспорт, и таковым служил на протяжении всех лет выпуска – поэтому, несмотря на небольшой тираж (около 11 тыс. за 25 лет), можно считать, что его жизнь удалась.
Читайте также: Неизвестные модели мировых автобрендов
Когда кому-то показалось, что выпускаемый с 1938 г. старина Kafer засиделся на конвейере без радикальных изменений, ему сделали апгрейд: наделили модной подвеской McPherson, гнутым лобовым стеклом и более выпуклыми кузовными панелями.
Машина получила индекс 1302 и народное имя Super Beetle. Успех этой прокачки относительный – данная модификация продержалась в производстве 5 лет, что на фоне предыдущих 33-х лет выглядит честно говоря скромненько. Особенно учитывая то, что после снятия с производства VW 1302 исконный “Жук” с довоенной начинкой выпускался еще … 27 лет – вплоть до 2003-го.
Так получилось, что в тольяттинских каталогах оказалось сразу две “тринадцатых” модели. Первая, родом из 1970-х, внешне представляла собой “ноль одиннадцатую” модель – чуть измененную “копейку”, но с 1,2-литровым “копеечным” двигателем вместо 1,3-литрового.
Покупатели в эпоху дефицита на эту чехарду с объемами и индексами не обращали внимания, с радостью забирая с торговых площадок то, на что пришла открытка-приглашение. А на рубеже веков картина была уже иной: чтобы привлечь потребителя к устаревающей “восьмерке” семейства “Самара”, трехдверке сделали рестайлинг и присвоили несчастливый индекс, но уже без нуля. Переднеприводная “тринадцатая” семейства “Самара-2” оказалась одной из самых малотиражных моделей ВАЗа – выпустили всего 73 тыс. машин.
Путанная история британского автопрома тогда переживала относительно благополучный период, поэтому индекс для комплектации с 1,3-литровым мотором Rover`у 200-й серии присвоили без опасений. (Хотя, напомним, в Туманном Альбионе по причине суеверий отсутствуют 13-е этажи в домах и вагоны в поездах.)
На самом деле Rover 200 первого поколения представлял собой седан Honda Ballade, и под обоими брендами машина хорошо продавалась в нескольких странах. Интересно, что экземпляры, выпускавшиеся под маркой Honda Ballade на одном с Rover 200 английском заводе в Лонгбридже японцы отправляли за 70 миль в г. Суидон – для дополнительного контроля качества на своем собственном “хондовском” заводе…
Для санитарного автомобиля трудно было придумать более пессимистичное название, но логика отраслевой нормали, по которой в СССР присваивали индексы автомобилям, диктовала именно такое сочетание цифр.
На судьбе данной “Волги” это не отразилось. Казалось, на ее судьбе вообще мало что отражалось – например, “универсал” на базе ГАЗ-24 выпускался без особых изменений четверть века (1972 - 1998).
Читайте также: Какие автомобили производили в Украине за 28 лет Независимости
Эта версия “Волынянки” была воплощением многолетних чаяний всех луазоводов. Потому что у нее был не немощный и ломкий мотор-воздушник от “Запорожца”, а классический двигатель с жидкостным охлаждением от “Таврии”, достаточно сильный и надежный.
Но вот ее судьба как раз и не сложилась, хотя виной тому не несчастливая цифра индекса, а всеобщий экономический кризис 1990-х. Автомобиль номинально выпускался до 2002 г., но с большими перебоями и с огрехами сборки. Между тем, легкого внедорожника с такой невероятной проходимостью и настолько же доступной ценой рынку не хватает по сей день.
Этот скромный китайский хэтчбек не стоил бы нашего внимания, если бы его не собирали на самом уважаемом украинском автозаводе – запорожском ЗАЗе. У нас эта машина продавалась как ZAZ Forza.
Трудно сказать что-то объективное о рыночном успехе или неуспехе А13. С одной стороны, не ахти какой тираж и репутация быстро гниющего бюджетника (с отнюдь не бюджетной ценой, к слову), с другой – сборка в трех странах и продажи в шести государствах двух континентов вызывают некоторое уважение.
Казалось бы, топ-менеджерам Daimler-Benz не стоит быть суеверным, и очередное поколение своего E-Klasse они смело промаркировали как W 213. Недешевая машина расходится очень хорошо, во всяком случае, первые три года продаж. Что в общем-то, неудивительно: как раз в этом сегменте у Mercedes откровенно неудачных моделей не было.
Как видим, совсем не обязательно магия имени влияет на успех автомобиля и на его след в истории цивилизации. Гораздо больше зависит от людей, его создавших и эксплуатирующих.
Читайте также: В каких случаях автопроизводители экономят за счет потребителя