"Евробляхи" остаются до выборов

19 октября 2018

Почему депутаты не спешат принимать закон о снижении автоакцизов. Где в этом интерес владельцев авто на еврономерах, и предвыборные амбиции будущих кандидатов.

Еще в июле Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты №8487 и №8488, предусматривающие снижение ставок акциза на автомобили (как новые, так и с пробегом), а также вносят изменения в правила растаможки авто.

Читайте также: Обнародованы правки в законопроект, которые легализуют "евробляхи"

К второму чтению парламент планировал приступить уже после летних каникул, в сентябре. Но работа над поправками изрядно затянулась. И есть сомнения, что законопроекты в ближайшее время попадут в сессионный зал.

Что предлагается? Напомним, что согласно нормам законопроекта №8487 расчет акциза производится по новой методике. Будет базовая ставка в размере 50 евро для бензиновых автомобилей и 75 евро – для авто с дизельным двигателем. Эта ставка умножается на возраст транспортного средства и объем двигателя в куб. см, который разделен на 1000.

Например, размер акциза для нового авто с бензиновым двигателем емкостью 1,6 л составит 80 евро (действующая ставка – 427 евро). Для бензинового автомобиля с двигателем 2,4 л в возрасте пять лет акциз будет на уровне 600 евро (сейчас – 662 евро). За 10-летний автомобиль с дизельным мотором объемом 3,2 л придется заплатить 2400 евро акциза (сейчас – 15 089 евро).

Законопроект №8488 регламентирует новые правила ввоза авто на территорию Украины и ответственность за его нерегистрацию. Нерезиденты, которые сейчас “гоняют” автомобили десятками и сотнями, будут обязаны оформлять банковскую гарантию. Без нее возможен ввоз только одного авто.

Читайте также: "Евробляхи" заняли 19% украинского авторынка

Вводятся штрафы за нарушение сроков транзита и временного ввоза. Чем больше просрочка – тем выше штраф. При превышении транзитного режима более чем на 20 дней нарушитель заплатит 85 000 грн, свыше месяц – 170 000 грн. Аналогичные штрафы предусмотрены за нарушение временного использования авто более чем на 10 суток и больше чем на месяц соответственно.

Кто против? Первыми недовольство законопроектами выразили владельцы автомобилей на еврономерах. В частности, представители организации “АвтоЕвроСила” потребовали, чтобы при расчете ставки акциза не учитывался возраст транспортного средства. А суммарные расходы на растаможку автомобиля, по их мнению, должны находиться в рамках 600-1000 евро.

Один из авторов законопроектов Роберт Горват со своей стороны заявил, что депутаты действительно изучают отказ от привязки акциза к возрасту авто, и основной величиной, которая влияет на размер налога, будет объем двигателя.

Кроме того, представители “АвтоЕвроСили” настаивают на отмене платежей для ветеранов войны и инвалидов, и на льготной ставке акциза для участников боевых действий.
По словам Нины Южаниной, главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, большинство поправок в законопроекты №8487 и №8488 сводятся к тому, чтобы снизить размер акциза до 200-300 евро и смягчить те меры, которые позволят заблокировать неконтролируемый поток нерастаможенных авто в Украине.

По мнению Южаниной, такие изменения сведут на нет концепцию, заложенную в законопроекты. Поэтому нужны новые расчеты, консультации с министерствами, и раньше ноября второго чтения не будет. “Минфин тоже недоволен ставками акцизов. Но надеюсь, что мы выработаем компромиссный вариант”, – сообщила Нина Южанина.

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что многие депутаты и автобизнесмены, которые “проталкивают” свои поправки, не заинтересованы в принятии этих законопроектов. “По моей информации, в законопроекты №8487 и №8488 подано более 150 поправок. Их цель – затянуть рассмотрение и не дать принять законопроект. Ведь если депутаты будут обсуждать каждую поправку хотя бы 20 минут, то Верховная Рада на это потратит 300 с лишним часов своей работы. Поэтому люди, которые сегодня занимаются ввозом автомобилей из Европы через схемы “блях”, будут делать все, чтобы налоги не снизили. Например, я со своей стороны озвучил депутатам свои предложения по отмене НДС с ввоза авто, сбора в Пенсионный фонд и пошлин. Но никакой реакции нет”, – говорит Олег Назаренко.

То, что предложенные нормы действительно убивают бизнес фиктивных фирм, которые гоняют в Украину автомобили на европейской регистрации, подтверждают и юристы.
“Ограничение – не больше одной машины на нерезидента без наличия гарантии – увеличивает стоимость авто в принципе и “прикрывает” существующую схему, когда машины массово завозятся на имя ограниченного количества жителей пограничной зоны за небольшую “таксу”, – объясняет Владимир Данилин, юрист юридической консалтинговой компании “Де-юре”.
Кроме того, требования законопроекта №8488, по сути, ликвидируют возможность эксплуатации неоформленного авто. На то, чтобы привести в порядок все документы, будет отведено 30 дней.

“И фактически ввозить автомобиль старше 15 лет станет экономически нецелесообразным: растаможка выйдет дороже стоимости самого автомобиля”, – комментирует Владимир Данилин.

Нужно учитывать и то, что перед ввозом в Украину “евробляхи” регистрируются на подставных лиц или фиктивные фирмы. И даже если появится законное право растаможить такой автомобиль в нашей стране, во многих случаях сделать это будет невозможно. “Ведь для того, чтобы растаможить авто в Украине, его сначала нужно снять с регистрации за рубежом, в той стране, где транспортное средство находится на учете”, – говорит Игорь Чудовский, управляющий партнер адвокатского объединения “Чудовский и партнеры”.

Также не стоит забывать, что с 2019 года утратит силу закон №1389-VIII, который предусматривает льготные условия растаможки авто возрастом до пяти лет. За этим законом четырехлетний автомобиль стоимостью 10 000 евро, пригнанный из Польши, можно растаможить за 3 000 евро (при обычной ставке акциза – 5400 евро).

Это еще один козырь в копилку противников законопроектов №8487 и №8488. По словам Олега Назаренко, если ставки акцизов так и не будут снижены, а действие льготного растаможивания завершится, это однозначно “подогреет” бизнес тех, кто зарабатывает на “евробляхах”.

Впрочем, постепенное движение в направлении принятия этих законопроектов во втором чтении все же есть. Как сообщил глава “АвтоЕвроСили” Олег Ярошевич, на 31 октября запланировано заседание профильного комитета, который рассмотрит поправки в законопроекты и вопрос их допуска ко второму чтению.

Читайте также: Полиция активно штрафует "евробляхеров"

Также очевидно, что этот вопрос имеет большую политическую окраску. Слишком высока вероятность того, что эту тему политики будут использовать в предвыборной гонке. Затягивание с принятием уже отработанных и даже проголосованных в первом чтении законопроектов, возможно, происходит именно по этой причине.