Много автомобилей на литовских номерах не только незаконно находятся в Украине, но и снимаются с регистрации в Литве, оказываясь вне закона в ЕС. Как проверить, имеет ли право литовское авто ездить, или пора сдавать его на запчасти?
Все автомобили, которые имеют литовские номерные знаки, зарегистрированы в местном органе регистраций – Regitra. Однако есть несколько веских причин, когда эти авто снимаются с регистрации. И после этого передвигаться по дорогам Литвы или других стран Евросоюза они не могут.
Читайте также: Аваков объяснил, почему останавливают машины на еврономерах
Каждый автомобиль в Евросоюзе должен раз в два года проходить техосмотр. После подтверждения "технического экзамена" владельцу не только выдается специальная наклейка на номерной знак или лобовое стекло, но и делается соответствующая отметка в электронном реестре. Если авто не прошло техосмотр в установленный законом срок, оно считается таким, которое не может передвигаться по дорогам ЕС – его регистрация в Regitra прекращается. И въехать в Литву или другую страну эта машина не может. Чтобы пройти техосмотр с такой отметкой, машину надо доставить на техосмотр на специализированный пункт осмотра в Литве на лафете (не своим ходом). Конечно, ни один украинский "владелец" этого делать не будет. Поэтому машину придется сдать на разборку для продажи на запчасти.
При прохождении техосмотра на номерной знак наносят специальную наклейку с датой.
Каждый автомобиль, который эксплуатируется в Евросоюзе, должен быть застрахован по гражданской ответственности по отношению к третьим лицам. Аналогичное требование действует и для украинских авто. Однако если в Украине ее проверяет полиция только при остановке, то в Литве без страховки машина автоматически снимается с учета. Последствия – такие же, как и просрочка техосмотра.
Обычно после въезда в Украину страховые полисы никто не продлевает.
Многие автомобили, которые ввезены в Украину, зарегистрированы не на физическое лицо, а на юридическое (компанию). Украинца, который ездит на таком авто, обычно вписывают в документы как человека, который работает на эту литовскую компанию. Как правило, такие фирмы в Литве создавались именно для того, чтобы переправлять автомобили в Украину. Однако подобные компании-посредники власть Вильнюса начала массово закрывать. Должностные лица Литвы требуют от всех юридических лиц отчет о деятельности в конце каждого года. И сегодня компании должны подавать отчетность за 2016 год. Если там будет указано, что на фирму записано несколько сотен автомобилей, налоговики захотят узнать, на какие средства эти машины были куплены. Если учредители не смогут предоставить такую информацию, на них откроют уголовное производство за уклонение от уплаты налогов. Поэтому данные фирмы объявляют о своем банкротстве. Таким образом, зарегистрированные на компанию автомобили по закону должны быть проданы для удовлетворения требований кредиторов. Если автомобили находятся в Украине, их надо вернуть. И были случаи, когда коллекторы приезжали за ними в нашу страну. Так называемый "украинский собственник", который "купил" авто, не имеет никаких прав на него. Так как авто юридически оформлено на фирму, которая должна деньги кредиторам. Кстати, проходить техосмотр и покупать страховку владельцы этих авто тоже обязаны. Но этого, конечно, никто из акционеров фирм-посредников не делает.
Читайте также: Журналисты раскрыли еще одну схему перегона авто на "евробляхах" в Украину
Что делать? Чтобы проверить, зарегистрирован ли автомобиль в государственном реестре Литвы, стоит внести его данные на официальном сайте Regitra.
По номеру авто, VIN-коду и серийному номеру сертификата регистрации любой может узнать, находится ли на учете в Литве данное авто. База данных выдает три показателя: когда был пройден последний техосмотр, когда заканчивается страховка и не находится ли машина в розыске. Любая положительная информация по этим показателям говорит о том, что автомобиль – вне закона в Евросоюзе. А значит, что его владельцу нужно подыскивать шрот, который примет эту машину для разборки на запчасти...
Напомним, что Вильнюс инициирует конфискацию авто на литовских номерах в Украине.