Автоматическая трансмиссия CVT, известная в народе как вариатор, удобна в пользовании и несложная конструктивно. Однако, у многих водителей касательно нее предвзятое отношение. При каких условиях вариатор будет служить долго и без проблем?
Идея заменить многоступенчатую коробку передач двумя раздвижными шкивами и ремнем была обкатана на массовых легковушках в конце 1950-х. Тогда голландская компания DAF создала недорогую трансмиссию Variomatic, которая заменила “автомат” на бюджетных машинках DAF 600 и ее последователях.
Простая на первый взгляд трансмиссия CVT не применялась в мощных автомобилях, пока не появились особые металлы для ремня и специальные масла.
Суть вариатора (CVT, Continuously Variable Transmission – англ.) остается неизменной до сих пор: вместо валов и шестерен – два соединенных клиновым ремнем конусообразных шкива, ведущий и ведомый. Оба состоят из двух половинок, которые раздвигаются специальным приводом, изменяя таким образом рабочий диаметр шкивов. А вместе с диаметром меняется и передаточное число трансмиссии – то есть имеем то, что происходит при переключении передач в обычной механической коробке. Только без ступеней.
Читайте также: Как проверять трансмиссию при выборе машины
Схема очень проста, однако ее распространению долго мешал существенный недостаток: из-за постоянного взаимного проскальзывания быстро изнашивались и ремень, и шкивы. Проблема отступила, когда изобрели металлический ремень и особое масло, которое одновременно и смазывает, и охлаждает, и снижает проскальзывание.
На поверхностях шкивов непременно образуются задиры, однако при правильной эксплуатации это случается обычно ближе к 150-200 тыс. км.
Однако, вопрос быстрого износа не снят и до наших дней – именно он является причиной случаев преждевременного выхода вариаторов из строя. Однако, следует отметить, что чаще всего разговоры о недостаточном ресурсе вариаторов не имеют под собой оснований. Разберемся с самыми распространенными мифами относительно вариаторов – трансмиссий CVT.
Так называемый толкающий (металлический) ремень сделал революцию в производстве CVT, однако он все равно изнашивается быстрее, чем шестерни “механики”.
Читайте также: Коробка передач: робот, автомат или механика: в чем разница
Для долгой службы вариатора рекомендуется не просто менять масло, а вместе с тем менять фильтры и очищать поддон и магниты – накопители стружки.
То, что для долгой службы трансмиссии типа CVT к ней нужно относиться с уважением, понятно. Поэтому если вы купили машину с вариатором надолго, стоит изначально придерживаться рекомендаций опытных сервисменов. К сожалению, в случае с подержанной машиной нельзя знать, как относился к вариатору первый владелец. Поэтому чтобы оттянуть возможный недешевый ремонт, тем более желательно менять масло чаще и еще аккуратнее преодолевать препятствия на пути.
Читайте также: Что лучше: какой объем двигателя выбрать