Как собираются спасать украинский автопром

12 апреля 2018

В Украинском союзе промышленников и предпринимателей собрались чиновники и предприниматели, которые решили спасти отечественный автопром.

11 апреля 2018 года в помещении Украинского союза промышленников и предпринимателей под председательством его руководителя Анатолия Кинаха собрался "круглый стол" с руководителей отечественных автомобильных заводов и профильных ассоциаций. Они обсуждали возможные пути возрождения украинской отрасли по производству легковых и грузовых автомобилей и автобусов.

По словам главы Украинского союза промышленников и предпринимателей Анантолия Кинаха, "из-за уничтожения автоиндустрии в Украине страна потеряла не только 40 тысяч рабочих мест в автопроме, а также около 200 тысяч мест в смежных отраслях. Кроме того, мы теряем конкретных производителей – Киевский мотоциклетный, Мелитопольский моторный, Ильичевский агрегатный и другие автозаводы", – утверждает Анатолий Кинах.

"В 2008 году автопроизводители вложили в предприятия отрасли около миллиарда долларов. В то время общий размер уплаченных ими налогов достигал 900 млн. долларов”, – вспоминает Кинах.

В то же время у наших соседей развивается автомобильная отрасль. Например, в Узбекистане принят ряд законов по стимулированию производства, действуют системные государственные программы, открыт филиал Туринского университета, где готовят кадры, создан мощный завод по производству двигателей. Сегодня в области автомобилестроения Узбекистана работает около 40 тысяч человек, что дает почти 300 тыс. занятых в других отраслях.

"Мы не ведем переговоры с Евросоюзом по поводу смягчения экспорта автомобилей в ЕС, хотя он готов вести их, беря во внимание состояние отечественного автомобилестроения", – Анатолий Кинах.

На "круглом столе" нардеп Виктор Галасюк заявил о намерении пересмотреть пошлины на импорт комплектующих к автомобилям в Украину.

Михаил Резник, председатель ассоциации "Укравтопром", утверждает, что "нам известны все методы стимулирования производства. Надо их только внедрять. Например, создание утилизационного сбора в Украине и России резко увеличило количество производимых автомобилей.

Украина не потеряла шанс вернуться в "клуб" автопроизводителей, – уверен Михаил Резник. – Ведь сегодня в мире производится 94 млн. автомобилей, прогноз его производства в 2020 году – 110 млн. Поэтому мировой автопром ищет мощности для производства автомобилей, и нам надо предоставить эти условия производителям".

Александр Козис, глава правления корпорации "УкрАвто", обеспокоен нынешним развитием производства автокомпонентов: "Прекрасно, что в нашей стране создаются такие предприятия. Однако они работают на давальческой схеме. Это означает, что ни надлежащих налогов они не платят, ни в высококвалифицированной рабочей силе не нуждаются, ни коопераций с другими отечественными производителями нет. Поэтому нужна комплексная программа по развитию промышленности".

"Автопроизводители никогда не просили денег, а просили лишь нормальных условий работы" – Александр Козис.

Олег Боярин, глава ассоциации работодателей автомобильной промышленности, президент завода "Еврокар" уверен, что "в нашей стране – кризис стратегического системного управления экономики. Сейчас популизм политиков процветает, однако быстрые и простые решения не принесут результата. С другой стороны, системные решения не будут иметь моментального решения, поэтому они непопулярны".

Кстати: українські Skoda хочуть експортувати в Європу

"Сегодня мировая автомобильная отрасль на пороге кардинальных изменений, и в ближайшие 50 лет будет полностью изменена концепция транспорта. Украине нужно бороться за эту долю промышленности. Это производство электромобилей и автономного транспорта", – Олег Боярин.

Первый заместитель председателя Львовской обладминистрации Ростислав Замлинский рассказал, что "во Львовской области больше всего в стране производителей автокомпонентов. Они являются крупнейшими налогоплательщиками и дают каждый третий экспортных доллар в области. Они платят легальную заработную плату, и в начале они использовали дешевую рабочую силу.

Однако сегодня даже средний и высший инженерный состав – украинцы. Мы ведем переговоры о расширении производства более трудоемкой продукции. Например, уже в этом году будет открытие третьего завода по производству сидений для автомобилей".

"С другой стороны, регионы нуждаются в транспорте – медицина, школьные автобусы, малая сельскохозяйственная техника, транспорт для людей с особыми потребностями и т.д., – говорит Ростислав. – Такой техники украинского производства почти нет, однако спрос территориальных общин, причем платежеспособный, есть".

Кстати: стало відомо, коли в Україні почнуть виробництво Skoda Karoq

Олег Папашев, заместитель председателя правления корпорации "УкрАвто" по вопросам производства, уверен, что "Украина не заинтересована в производстве электромобилей, ведь предоставила льготы по уплате НДС при ввозе таких транспортных средств, а не их производству. То же самое – с сельскохозяйственным производством: пошлина на готовую продукцию нулевая, на компоненты – 5-10%.

На сегодня в мире существует тенденция переносить налогообложение с производства на потребление. В Европе НДС составляет 23-27%. Это дает возможность создавать собственную продукцию, которая будет конкурентоспособной как у себя в стране, так и за рубежом. Предлагаю взять на вооружение эту тенденцию".

Вадим Шкарупин, глава правления корпорации "Эталон" отметил, что "четыре года назад структура рынка автобусов была такой: 85-90% – коммерческие потребители, другие – госсектор. За прошлый год ситуация иная: 74% потребляет госсектор, и только 26% – коммерческие предприятия. Сегодня мощности автобусных предприятий составляют 10-12 тысяч транспортных средств, однако потребителей этой продукции почти нет. Мы ждем коммерческий сектор, который будет покупать автобусы".

"Белоруссия выигрывает много тендеров по поставке продукции в Украину, хотя на своей территории признала украинские сертификаты соответствия на транспортные средства недействительными", – Анатолий Кинах.

Кстати: в Беларуси стартует производство бюджетного автомобиля

Елена Чепижко, советник председателя Федерации работодателей автомобильной отрасли, считает, что "нужно создать условия для развития электромобильной промышленности, уменьшить пошлины на экспорт автомобилей в Евросоюз, решить проблему с ввозом "евроблях".

Сергей Петренко, директор исполнительной дирекции Федерации работодателей Украины видит проблему в том, что "Верховная Рада никак не может включить в повестку дня проект о поддержке электромобилей, ввозе авто на иностранных номерах. А это надо сделать обязательно.

Кроме того, нужно до конца первого полугодия этого года разработать законопроект о поддержке отечественного автомобилестроения путем создания промышленного кластера".

Леонид Костюченко, президент АсМАП, отметил, что "в Украине парк грузовых автомобилей составляет всего 37% транспортных средств стандарта Евро 5-6, то есть потенциал для обновления подвижного состава огромный".

Читайте также: Виробництво автомобілів в Україні зросло на 70,8%

По результатам "круглого стола" участники приняли резолюцию, согласно которой в течение 2018 года нужно принять ряд законодательных актов.

В частности, в первом полугодии 2018 года необходимо принять законы о преимуществах украинских товаров на тендерах закупок для госсектора, поддержке отрасли электромобилей, прекращении ввоза авто на иностранной регистрации, создании индустриальных кластеров, отмене акциза на кузова для сборки легковых автомобилей и тому подобное.

Во втором полугодии 2018 года необходимо разработать и принять концепцию развития автомобилестроения в Украине, социальную программу предотвращения трудовой миграции за границу и восстановления профессионально-технического образования, в которой предусмотреть подготовку кадров для автомобильной отрасли. Также предлагается Министерству экономического развития срочно начать переговоры с Еврокомиссией по досрочной либерализации импортных пошлин на автомобили, произведенные в Украине.