Как таможня требует взятки за растаможку авто: Видео

2 июля 2018

Украинец 11 лет назад приобрел за границей автомобиль, привез домой, уплатил пошлину, но затем ему предъявили претензии относительно неправильной процедуры растаможивания.

Несмотря на то, что в Италии автомобиль считается грузовым, в Украине он не является грузовиком. Так решили чиновники.

Читайте также: Стоп авто из США: одесская таможня перестала оформлять контейнеры

Герой этой истории – не зубастый бизнесмен, а обычный ровенский дедушка. "Больше всего обидно, что машину законно купил, законно растаможил, но за недачу взятки в тысячу долларов я до сих пор не могу пользоваться законно ею", - рассказал Федор Петрович Фурманюк. Обычно его авто стоит во дворе и просто гниет, потому что попытка проехаться может спокойно обернуться крупным штрафом. "Нам не страшны московские вши, нам страшны украинские гниды. И я теперь понял глубину этих слов. Действительно, я с гнидами 11 лет имею дело. Это мстят за то, что не дашь им на лапу... Такого я не мог за 70 лет подумать, что так может действовать свое государство... Свои руководители, против своего человека", - признается мужчина.

Документы есть, таможня зафиксировала, плату взяла, но потом появились таможенники другие, которые доказывают: это там, в Италии, машина грузовая, а у нас - никакая не грузовая. И что самое главное - суд становится на сторону этих таможенников.

75-летний дедушка из села Турковичи на Ровенщине показывает кипы документов – это отписки госорганов, фальсифицированные, по его мнению, решения судов и письма к первым лицам государства с просьбой помочь. С первого взгляда его автомобиль – обычный пассажирский, но если заглянуть внутрь, то понимаешь, что это маленький грузовой фургон с одним пассажирским сиденьем, а сзади место для грузов. Но в 2007 году на таможне решили иначе и назвали это авто грузопассажирским. Кажется мелочь, однако изменение классификации измерялась на тот момент дополнительными 25 тысячами гривен акциза – это были огромные средства в 2007 году. Таможня заявила тогда, что дедушка может доставить второй ряд сидений и возить людей. Тогда в 2007 просто на границе СБУ нажало на Гороховскую таможню и мужчина таки заехал в Украину, заплатив то, что имел – за свой мини-грузовик. Однако его еще там тихонько предупредили: завезти завез, но на учет не поставишь – в Ровно его все равно сделают грозопассажирским. "Таможенник Липич Сергей, который растаможивал, сказал: мол, приедешь в Ровно – там тебе покажут", - рассказал владелец машины.

По дороге дедушка заехал в Луцк и получил сертификат соответствия – в нем его FIAT подтверждают, как грузовой автомобиль. Документы производителя четко на это указывают – перевозки пассажиров в задней части машины не предусмотрено. Однако на таможне предыдущие угрозы сбылись. "Ваша машина проблемная. В чем проблема? Она не грузовая. Говорю: вот немецкие документы – лкв, ласткрафтвагон – грузовое авто. Фиат пунто вен – фургон, грузовой. Это в Италии грузовая, в Германии грузовая, у нас она не грузовая", - рассказал дедушка содержание разговора с таможенниками.

Читайте также: Южанина настаивает на растаможке "евроблях" за 2 500 – 3 000 евро

Не секрет, что игра с классификациями машин приносила львиную долю взяток таможенникам. В 2007-м дедушке предложили за 1 тысячу долларов все же сделать ее грузовой. "Ко мне подходит гражданский "решало" у таможни. Он не таможенник, он прислуга для таможенников по сбору денег. Говорю ему, что она растаможена. Он: ну, что вы, не знаете, где живете", - вспоминает Федор Фурманюк. Дед отказывается давать взятку, обращается в правоохранительные органы – в деревню приезжает целая комиссия и делает вывод, что авто действительно грузовое. Прокуратура даже пишет предписание, но таможня очень не любит тех, кто нарушает отработанные схемы и прокурорское предписание просто игнорирует. "Прокуратура мне говорит, что мы вас будем защищать в суде. Так как предписания не исполняет начальник таможни", - рассказал владелец авто. В прокуратуре хорошо помнят, как судились за дедушкину машину. "На тот момент прокуратура приняла все меры, поскольку мы даже в кассационную инстанцию подавали заявление о пересмотре двух предыдущих решений", - рассказала начальник отдела процессуального руководства в уголовных производствах Ровенской областной прокуратуры Татьяна Павлюковец.

Но суды встали на сторону таможни, причем основанием стали аргументы других таможенников – то есть решение основывалось на показаниях одной из заинтересованных сторон процесса. "Они ссылались на решение центрального органа лабораторных исследований таможни", - говорит Павлюковец. Эксперты этой лаборатории назвали FIAT грузопассажирским потому что... не нашли в интернете доказательств, что он грузовой! При этом экспертиза ровенского криминалистического центра МВД, которая признала, что машина является явным грузовиком, показания дилеров FIAT о конструкция данного типа автомобиля, определенную заводом-производителем как VAN, и другие доказательства Фемида просто проигнорировала. Причем срок VAN даже загадочно исчез из судебной документации – там машина называется просто Fiat Punto. Беда в том, что такое авто тоже существует, и оно действительно пассажирское.

Журналисты предложили таможенникам простую вещь: еще раз пересмотреть все документы дедушки и исправить несправедливость. Но те в ответ заявили, что есть решение суда. "Возможно, оно очень странное, но я вам еще раз говорю – европейское и украинское законодательство не является идентичным", - заявил заведующий юридического сектора ровенской таможни Сергей Демьянюк. В странах ЕС автомобили разделяют на два вида – грузовые и легковые. В Украине же придумали третью категорию – грузопассажирская. В ровенской таможни говорят, что дед может переоборудовать авто, доставить второй ряд сидений и возить пассажиров. Однако в машине признаков возможностей, например, крепления для ремней безопасности – нет. Более того, журналисты провели эксперимент с живым человеком – попросили соседа дедушки проверить на себе те комфортные, по словам таможенников, условия перевозки. Невысокий и худой мужчина согласился, но сразу же уперся головой в потолок.

Независимые эксперты в Киеве предоставили ТСН свой вывод относительно автомобиля. "По результатам рассмотрения сообщаем, что согласно данным компьютерной программы Auto-VIN и интернет-ресурсов идентификационный номер кузова ZFA 18800000505627 присвоен изготовленном в сентябре 2002 года автомобилю марки FIAT модели PUNTO Van S. Указанное транспортное средство отнесено к товарной позиции 8704 Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (моторные транспортные средства для перевозки грузов)", - такой вывод предоставил Государственный научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр МВД. Итак, грузовиком этот автомобиль является не только для всего мира, но и для украинского государства, но не для судов и таможни.

Читайте также: Гройсман хочет установить дублирующий контроль для "евроблях"

Если бы у дедушки была возможность нанять хорошего адвоката, для того не составило бы труда осудить таможню и заставить возбудить дело за подтасованные кем-то факты в суде. Но денег у мужчины нет. Единственная душа, которая его поддерживала жена – умерла два месяца назад так и не дождавшись, когда ее муж выйдет победителем в борьбе с государственным спрутом. "Нервничала, что я так добиваюсь, она очень хотела поехать к родственникам своим, к сестре, к брату на машине. Машина-то есть. Так и не дождалась", - говорит Федор Фурманюк. Пока же дедушка и дальше крутит педали старого велосипеда, как делал это все 11 лет, имея на дворе собственный автомобиль. Его нежелание платить взятку, а сделать все по закону, кажется, очень дорого ему стоило