Мир переходит на экологические виды транспорта. Процесс этот постепенный, но непрерывный. В Украине последние годы тоже продолжается бум на электромобили. Зато в процессе эксплуатации возникает ряд вопросов к их обслуживанию. Например, как поживают операторы электрозарядных станций в Украине при условии отсутствия рынка?
Почему электрозаправки – это перспективное направление в бизнесе? Потому что в мире продажи электромобилей в третьем квартале этого года составили 287 тысяч, а это больше на 63%, чем в прошлом году. При этом Украина заняла пятое место в международном рейтинге по темпам роста электромобилей. И это не случайно, ведь существует несколько причин, почему украинцы пересаживаются на электрокары.
Читайте также: Tesla представила первый грузовик Semi: появились фото новинки
И пусть пока в Украине не так много владельцев электромобилей, развивать соответствующую инфраструктуру нужно.
Мы страна специфическая, со своим путем развития. Но находимся в глобальном рынке. Глобальные игроки на рынке авто переходят на электро, и заявляют, что скоро не будет рынка авто с двигателями внутреннего сгорания. Что означает, что завтра-послезавтра под нашу текущую инфраструктуру мы не сможем купить новое авто. И такие факторы просто заставят создать такую инфраструктуру,
– отметил в комментарии сайту "24" руководитель сектора "Энергетика" Офиса эффективного регулирования Алексей Оржель.
Заряжать электрокары можно и дома. Но электроподзарядка нужна на дальнее расстояние, в дороге. Это просто вопрос удобства пользования электрокаром. Забыли, не успели подзарядиться дома – нужно искать альтернативный вариант, чтобы не оказаться без возможности доехать домой. А в более широком смысле проблемы – чтобы не оказаться на задворках мира. А пока в вопросе обслуживания электромобиля и его зарядки в Украине есть определенные пробелы.
Читайте также: В Европу на электромобиле – бесплатно
Директор Electrocars.ua Александр Кравцов в комментарии сайту "24" рассказал, что на самом деле электрозарядных станций в Украине больше, чем в Польше (сравнить "концентрацию" электрозаправок можно на сервисе plugshare.com).
По этой карте подсчет говорит о 1000+ зарядных станций. Из них 25% – в Киеве,
– уточнил Кравцов.
Однако даже в масштабах Украины есть значительная разница между Киевом, и, например, Полтавой:
Количество электрозаправок в Киеве и Полтаве существенно отличается
Зато Алексей Оржель указал на тот факт, что все действующие электрозаправки сегодня – это просто дополнительный "бонус" для привлечения потребителей в рамках другого бизнеса.
Это может быть кафе или иной тип заправок, как в WOG и Okko. В основном такие заправки у нас – в крупных торговых центрах, где зарядка осуществляется бесплатно. Официально эту услугу они не могут продавать. Единственная плата, там может быть – за парковку. Но здесь и логика другая – привлечь покупателей,
– отметил эксперт.
Алексей Оржель отметил, что в Украине собственного рынка электрозаправок пока не существует.
"Не определен товар на этом рынке. Должна ли это быть услуга парковки с соответствующей инфраструктурой, чтобы обеспечить зарядку автомобиля, должна ли это быть продажа электрической энергии, киловатт-час. И пока у нас это не определено – не определен и рынок, что на нем продается", – уточнил эксперт.
Читайте также: Сколько миллиардов гривен украинцы потратили на приобретение новых авто в 2017 году
Оба эти определения имеют свои риски и преимущества. Товар как "услуга зарядки" дает в плюсе возможную ценовую конкуренцию между станциями и проще нормативно-правовое регулирование (отсутствие необходимости менять законодательство в сфере электроэнергетики). Но вместо этого создается диссонанс между потребительской необходимостью и купленным товаром. Товар как "единица электроэнергии" такого минуса не дает, но создает риск чрезмерно жесткого регулирования и барьеров развития рынка, а также требует пересмотра большого количества нормативно-правовых актов, а это – высокая вероятность возникновения пробелов, неточностей, противоречий.
Если браться серьезно за вопрос, то все же должна быть продажа киловатт-часа. Потому что есть разные варианты заправок, аккумуляторов в электрокаров, и, соответственно, стоянка для одного авто будет не равнозначной для другого варианта. И сам владелец заинтересован купить киловатт-час, и проехать, а не простоять, заплатив деньги,
– высказал свое видение эксперт.
Но это еще не все. Не урегулирован также статус зарядного устройства объекта "електрозарядна станция". Требует определения, к какой категории объектов электроэнергетики принадлежит станция, основные правила безопасности эксплуатации станции и ее статус как объект архитектуры. И тут же риски – высокая зарегулированность и коррупционность процедуры оформления разрешения на установку МАФа и риск чрезмерно жесткого регулирования потенциально высокотехнологичного и безопасного объекта со стороны Госэнергонадзора.
Существуют еще и варианты относительно способа расчета: по факту, по цене, которую предлагает оператор электрозарядки (ценовая оферта), или по предоплате (карты предоплаты за электрическую энергию, карты предоплаты, что дает привилегии заряжаться "бесплатно"), или же – зарядка бесплатная, оплачивается место и время парковки на площадке возле зарядной станции.
При этом цена товара может зависеть от установленного регулятором тарифа для определенной категории потребителей, либо – от почасовых цен на ОРЭ. Может определяться станцией самостоятельно (таким образом стимулирует привлечение дополнительных основных средств, например, аккумуляторов, собственных генерирующих установок). Ключевой риск заключается в чрезмерном регулировании и уменьшении эластичности цены.
Читайте также: Рейтинг надежности подержанных авто: версия немецкого TUV
Следующий блок нерешенных вопросов касается развития инфраструктуры: нужно создавать отдельные условия присоединения. При этом наиболее мощными игроками на рынке могут стать "облэнерго", поскольку имеют беспрепятственный доступ к инфраструктуре, могут создавать помехи для развития конкурентов (электрозаправочных станций) и могут совмещать деятельность по распределению электроэнергии и зарядки (совмещение с деятельностью по поставке электроэнергии запрещено). Здесь ключевой риск очевиден – монополизация рынка.
В мире есть разные варианты електрозарядок для авто. В Китае есть неплохие наработки, считает Алексей Оржель: там есть варианты подписки, когда покупаешь карточку, по принципу карточек предоплаченной мобильной связи, приезжаешь на заправку, вставляешь ее, и получаешь заправку на те киловатт-часы, которые списались с карты.
Теоретически это возможно и в Украине, но это довольно бюрократическая процедура, и не создана система для другого – поставки по нерегулируемым тарифам,
– отметил эксперт.
Он объяснил: есть такие поставщики, которые занимаются поставкой большого объема электроэнергии, заводам, например. И они могут сэкономить как раз на тарифе облэнерго. Он обслуживает и домохозяйство, и других участников. На этой небольшой части – до 3%, можно сэкономить. Именно для таких потребителей и есть ПНД – поставка по нерегулируемому тарифу. Теоретически они так же могут поставлять и потребителю. Но ПНД не может поставляться домохозяйству, населению. А мы не можем определить – на электрокаре подъехало население или юрлицо. Если последнее – то у него есть авансовая карточка, и он может купить эту электроэнергию по ПНД, вместе с тем, что объемы настолько мизерные, что создавать ПНД и заниматься развитием инфраструктуры – нет смысла пока. А за границей это работает. Поставщик электроэнергии предлагает потребителям различные варианты: заправки дома, на парковке бизнес-центра, где люди работают, и можно купить соответствующий тариф. Но не забывайте, что там конкурентные рынки и много поставщиков, и для некоторых поставщиков есть возможность предложить лучшие условия.
Александр Кравцов отметил, что развитые страны имеют также практику по стимулированию бизнеса устанавливать зарядки. Так США компенсирует до 4500 $ за инсталляцию публичной зарядной станции (в зависимости от ее мощности).
По мнению экспертов Офиса эффективного регулирования, Украине нужно определиться законодательно с предметом товара на рынке электрозаправок.
Но пока законодатели приводять в надлежащий вид нормативку, прогресс на месте не стоит. По словам Александра Кравцова, на украинском рынке уже работает около 10 операторов зарядных станций.
А с помощью Платформы эффективного регулирования, созданной при поддержке Министерства экономического развития Украины, можно получить пошаговую инструкцию, как зарегистрироваться, чтобы открыть точку зарядки для электромобилей.
Впрочем, сегодня у нас 90% электрокаров все же заряжаются ночью дома, поэтому для Украины, которая на 60% живет в городах, где большинство домов – многоэтажки, актуально оборудование ночных парковок простыми розетками, отметил Александр Кравцов.
Также в 2018 году нас ждет запуск сетей суперчарджером, о чем уже объявили несколько сетей бензиновых заправок. Например, "Укрнафта" проводит тендер на установку 30 суперчарджев, преимущественно вдоль трасс. Это будут платные зарядки, в отличие от медленных заправок ОККО,
– добавил Александр Кравцов.
Для дальнейшего развития рынка, по мнению специалистов, необходимо стимулировать продажи электрокаров. Больше электромобилей – больше зарядок. А что касается популяризации эко-транспорта – то это отмена налога на растаможку электрокаров, чего достаточно для роста рынка вдвое уже в 2018 году.
Читайте также: "Китайцы" заполонили рынок: топ-10 самых популярных электрокаров