На самом ли деле ограничение скорости движения в населенных пунктах 50 км/ч улучшит ситуацию на наших дорогах – это еще вопрос. Но почему именно этот лимит?
Ссылки на то, что ограничение скорости движения в городах 50 км/ч действуют и в Европе, не стоит принимать всерьез. Тамошние условия движения имеют мало общего с Украиной: слишком уж разные у нас города, автомобили, да и менталитет водителей далек от европейского. Однако, законы физики действуют везде одни и те же, и это главное. Так почему же именно 50 км/ч?
Городские лимиты в ПДД стран всего мира устанавливают в первую очередь исходя из заботы о пешеходах. По статистике, 80% ДТП с пешеходами происходит именно в городах, четверть из них – на обозначенных переходах, а остальные – при переходе человека дороги с неположенном месте, то есть там, где водитель появления опасности в принципе не ждет. Это важный момент.
Читайте также: Как будут наказывать водителей, которые будут ездить быстрее 50 км/ч по городу
Ограничивая скорость движения, законодатель рассчитывает как минимум на три положительных эффекта. Во-первых, медленно движущийся автомобиль будет вовремя замечен пешеходом с большей вероятностью – как и водителю будет проще заблаговременно заметить угрожающего безопасности пешехода (такова особенность зрения человека).
Во-вторых, даже если пешеход замечен водителем с опозданием, с меньшей скорости остановочный путь будет короче и меньше вероятность, что машина и человек пересекутся. И наконец, даже если столкновение произойдет, последствия для человека будут не такими плачевными.
Все эксперты, комментируя новости про новое ограничение скорости движения в городах, ссылаются на рекомендации Всемирной организации здравоохранения, которые в свою очередь опираются на процент выживаемости пешехода при наезде автомобилем на разных скоростях.
Но в жизни контакт человека и машины на полном ходу случается редко – как правило, водитель все же замечает пешехода, но ему не хватает времени избежать наезда. Поэтому важнее другой показатель – длина остановочного пути для автомобиля, движущегося на разных скоростях. Напомним, в отличие от тормозного пути, остановочный включает в себя еще и время реакции водителя и период срабатывания тормозной системы машины – поэтому он намного больше.
Читайте также: Подготовка к зиме: готовим машину и себя
Однако, в нашем случае речь должна идти именно об остановочном пути, поскольку при более медленном движении машина проезжает меньшую дистанцию за то время, пока мозг водителя принимает решение о торможении, пока его нога переносится на педаль, нажимает на нее и пока колодки начинают вступать в действие.
В ночное время на неосвещенных улицах многие объекты могут оказаться за пределами луча фар, но ближе, чем длина тормозного пути. Снижение скоростного лимита избавит водителя и пешеходов от этой опасности.
Эти 10 км/ч, на которые вводится ограничение скорости движения в украинских населенных пунктах – казалось бы, величина незначительная. Но физика движения такова, что эта десятка решает многое. На сухом асфальте при среднестатистических летних шинах это означает сокращение остановочного пути легковой машины с 45-ти до 35-ти метров. По статистике, в большинстве «городских» ДТП как раз этих 10 метров не хватает для того, чтобы избежать наезда.
Снижение лимита скорости до 50 км/ч дает водителю дополнительные 10 метров пространства для реакции на возникшее перед машиной препятствие.
Но даже если контакт человека и машины состоится, сила удара будет значительно ниже, чем при движении авто на 60 км/ч – и у пешехода будет больше шансов выжить. А это хорошо не только для самого пешехода, но и для водителя.
Кстати, через 15 лет людям могут вообще запретить водить автомобили.