Многие удивятся, когда узнают, о чем речь. Да-да, легендарная "Волынь" – безкомпромиссный луцкий вездеход, прежде чем стать первым поступившим в продажу "проходимцем" пару лет побыл первым отечественным переднеприводным авто. В то время, когда хваленые гиганты автопрома только примерялись да прицеливались к новому типу привода.
В пору ее активной жизни малышка “Волынь” – официально ЛуАЗ-969 – натерпелась обид от столичных снобов не меньше, чем горбатый “Запорожец”. Множество прозвищ, из которых самым необидным было “пан сам склепав” сопровождали все версии и рестайлинговые модификации “ЛуАЗика”. Но он знай себе неутомимо месил грязь, снег и пыль на всей одной шестой части суши, а даже за ее пределами.
До 1979 года ЛуАЗ-969 был таким неказистым с виду, что непосвя- щенные граждане принимали его за самоделку. Но проходимость его была на уровне УАЗа, за что “Волынянка” любима знатоками посей день
Низшую ступень в неофициальной табели о рангах советского автопрома вездеходик не зря делил с “горбатым” и “ушастым”. Как никак, ЛуАЗик был родным братом “Запорожца”, образно говоря – его сельским родственником.
Читайте также: Каким был первый ЛуАЗ - история секретного автомобиля
В начале 1960-х на платформе ЗАЗ-965 создавалось небольшое семейство компактных автомобильчиков. В него входили базовый седан, развозной фургончик, машина повышенной проходимости для села и даже плавающий армейский транспортер, пригодный для десантирования и использования непосредственно на поле боя.
Ближайшим родственником ЛуАЗ-969 был армейский плавающий транспортер переднего края ТПК (он же ЛуАЗ-967)
Седан стал знаменитым “горбатиком”, фургончик ЗАЗ-970 (сегодня сказали бы микровен) до конвейера не дошел, уникальная амфибия ТПК и сегодня остается непревзойденной, а сельский универсальный автомобиль назвали ЗАЗ-969 и с 1966 года начали производить на самом молодом автозаводе страны – ЛуАЗе в Луцке.
В нашей истории не было автомобиля, который более подходил бы под вынесенную в подзаголовок идиому. Простейший корытообразный кузов с вваренной в днище рамой (через полвека люди из Land Rover/Range Rover сделают так же и назовут такой вариант интегрированной рамой) получил стандартный силовой агрегат от “Запорожца”.
Читайте также: Made in Lviv: когда ЛАЗ был лучшим европейским автобусом
Казалось бы, чудеса техники: из заднемоторного народного автомобильчика удалось малой кровью сделать полноприводный внедорожник! Пара хитрых и недорогих решений – и конструкторы смогли обойтись без раздаточной коробки, при том что машинка получила не только вторую ведущую ось, но и пониженную передачу! И чтобы совсем уж запутать вас, скажем, что ЗАЗ-969 поначалу был сугубо переднеприводным – напомним, это с мотором от заднеприводного “запика”!
В конструкции 969-го применялась часть агрегатов и узлов от серийных легковушек, но концепция и компоновка вездехода были уникальными
Такой конструкторский ералаш объяснялся просто. Когда из заднемоторного седана “Запорожца” делали переднемоторный вездеход, двигатель в одном блоке с коробкой передач, главной передачей и полуосями просто перенесли вперед и развернули на 180 градусов. Был двигатель сзади – стал спереди, были колеса задними – стали передними, только и всего.
Настоящие чудеса начинаются дальше – когда конструкторы смогли пристроить к коробке передач заднюю крышку, в которой поместилась дополнительная “ползучая” передача и вывод вала отбора мощности ко второму ведущему мосту – подключаемому заднему.
Вал, который соединяет коробку с редуктором заднего моста, мы привыкли называть карданом, но в случае с “Волынянкой” это не так. Никаких шарниров – ни Кардана, ни Рцеппа, ни Бендикс-Вейсс – здесь нет. Вал прямой и цельный, а чтобы соблюсти соосность, он заключен в герметичную трубу, жестко соединенную с обоими аграгетами (кстати, это отголосок родства с плавающим армейским транспортером ТПК).
Читайте также: Тяжелый интернационал: каким был первый КрАЗ
Ведущий задний мост для ЛуАЗа пришлось изобретать с нуля, поскольку позаимствовать его у “Запорожца” было нельзя – по причине отсутствия. Заодно его дифференциал оснастили механизмом блокировки, чтобы в случае буксования весь крутящий момент не уходил на одно колесо. Нам не раз приходилось опробовать ЛуАЗ в деле, в снегу, грязи и откровенном болоте, и нам показалось, что без блокировки дифа вполне можно было обойтись – настолько силен внедорожный арсенал машины в целом.
Полный привод, клиренс в 285 мм, независимая подвеска, “ползучая” передача, блокировка “дифа”, тяговитый мотор от серийной легковушки – вот рецепт безкомпромиссного и дешевого внедорожника.
Мы не сказали еще о колесных редукторах – одноступенчатой передаче, размещенной у каждого из ведущих колес. Они повышают тягу на колесе и увеличивают клиренс до гигантского по нынешним понятиям значениям – 285 мм, и это при почти игрушечных 13-дюймовых колесиках! Еще один “внедорожный” плюс состоит в полностью независимой подвеске машины, даже современные внедорожники и кроссоверы не всегда имеют такую. К тому же вместо громоздких пружин конструкторы использовали компактные и энергоемкие торсионы – как на танках, мощных американских внедорожниках и французских малолитражках.
Читайте также: Каким был первый "Запорожец": пять секретов "горбатого"
Даже на одном только переднем приводе “Волынь” уверенно идет по тяжелым дорогам, по глубоким колеям и сплошному месиву, а после подключения “задка” ее рвение удваивается. Моторчик машины не особо мощный, 30 или 40 л.с., в зависимости от года выпуска, и в какие-то моменты может показаться, что он слабоват. Но после включения низшей, “минус первой” передачи это впечатление тут же стирается.
Но до 1971 года машина выпускалась без ведущего заднего моста, из-за проблем с производством его редуктора. Машина выпускалась без трубы трансмиссионного вала и без редуктора заднего моста. Поначалу конструкторы стеснялись позиционировать такую машину как сельский внедорожник и в первой половине 1969 г. наладили выпуск ее “городского” варианта – развозного фургона с цельнометаллическим кузовом и грузоподъемностью 400 кг.
Первый отечественный переднеприводный автомобиль в серийном производстве был развозным фургончиком. Потом ему дали привод 4х4 и забрали жесткую крышу – и получился вездеход ЛуАЗ
Кстати, именно до 1969 г. машина называлась ЗАЗ-969, после чего ее переименовали в ЛуАЗ-969 – ведь весь автозавод в 1967-м стал ЛуАЗом, а до того был ЛуМЗом – Луцким машиностроительным. Сам автомобиль официального собственного имени за 36 лет выпуска (1966 – 2002) так и не получил. Наименование “Волынь”, украшавшее борта первых выставочных экземпляров, в деловые документы не попало, и встречалось только в журналистских публикациях; вместе с именем “Волынянка” оно стало народным названием.
Читайте также: Каким был первый украинский автомобиль