Подготовка к рассылке "писем счастья" ведется полным ходом. Закон который, их регламентирует, уже вступил в силу, техническая база тоже почти готова. В Киеве уже установлено более 7 тысяч камер с распознаванием лиц и номеров автомобилей. Часть из них будет использоваться именно для фиксации нарушений ПДД. Система может заработать уже в этом году.
Коммерческая выгода от внедрения фото- и видеофиксации нарушений ПДД очевидна.
Каждая из камер, которые сейчас работают в тестовом режиме, способна фиксировать сотни и даже тысячи нарушений ежедневно. Умножив количество нарушений на сумму штрафа можно понять доходность таких мероприятий.
Читайте также: Автофиксации нарушений ПДД: сколько в Киеве работает камер
Однако есть одна проблема – принятый Верховной Радой закон прямо указывает на то, что виновным в нарушении ПДД, зафиксированном на камеру, является владелец транспортного средства, а не водитель, совершивший правонарушение.
Также в этом законе есть норма относительно "надлежащего пользователя" – лица, которое не является владельцем транспортного средства, добровольно обратилось в Сервисный центр МВД и согласилось принимать все штрафы на свой адрес.
При этом у одного транспортного средства может быть только один "надлежащий пользователь". Это вызывает много вопросов. Например, как будут нести ответственность водители маршруток? Ведь на каждом маршрутном автобусе два, три, а иногда и четыре водителя работают посменно. Как быть с большими автобусами дальнего следования, в которых постоянно должно быть два водителя?
Более того, закон позволяет одному лицу быть "надлежащим пользователем" неограниченного количества транспортных средств. То есть, для того чтобы избежать ответственности за нарушение ПДД зафиксированных в автоматическом режиме достаточно зарегистрировать "должным пользователем" лицо, за которым не зарегистрировано никакой собственности. Такой "надлежащий пользователь" может нести ответственность за целые автопарки, но заставить его оплатить штрафы будет почти невозможно.
Читайте также: Одна камера в маленьком городке за две недели зафиксировала 58 568 превышений скорости
Если вспомнить, сколько автомобилей за годы независимости было продано "по доверенности" или просто "по техпаспорту" становится понятно, что для привлечения к ответственности именно водителя с помощью камер фото и видеофиксации нужно фиксировать не только номера транспортного средства, но и лицо нарушителя. Такая техническая возможность существует и успешно действует в развитых странах. Но украинские законодатели этим путем не пошли.
Очевидно, что введение фото и видео фиксации в таком виде может принести только коммерческий эффект, загрузить судебную систему, и тому подобное. Поэтому об индивидуальности и неотвратимости наказания речь не идет.