Количество автомобилей с европейскими номерами растет непрерывно. Массовость этого явления многих заставляет задуматься, ведь использование полулегальных схем имеет как преимущества, так и недостатки.
Стоимость
Главное преимущество автомобилей с европейской пропиской – доступность. Машины с "бляхами" в несколько раз дешевле, чем их аналоги с украинским техпаспортом. Для многих переплата за украинские номера кажется поступком совершенно нелогичным. Ведь место регистрации никоим образом не влияет на потребительские качества автомобиля.
Читайте также: Почему украинцы пересаживаются на еврономера: законные и незаконные способы въезда
Практически любой автомобиль каждый год теряет 10-15% от своей стоимости. Даже если он просто стоит в гараже. Конечно, из этого правила есть исключения – раритеты наоборот дорожают, а автомобили премиум-сегмента дешевеют значительно быстрее. Но как бы там ни было, машина с европейской регистрацией, которая стоит 2-3 тысячи долларов, всегда может быть продана на разборку за 1,5-2 тысячи. При этом многие эксплуататоры европейских автомобилей предпочитают не тратиться на ремонты и запчасти, а просто меняют автомобиль каждый год.
Полулегальность использования авто на еврономерах имеет еще одно сторону, негативную для общества, но выгодную для владельцев такого авто. В случае ДТП водитель автомобиля на "бляхах" может просто уехать, или уйти. Найти его конечно можно, но не так просто как кажется.
Ввезя автомобиль на еврономерах, его пользователь не платит налогов - пошлины, акциза, НДС, сбора в Пенсионный фонд, за регистрацию, даже обязательную страховку не всегда покупает. В то же время если он попадет в руки Фискальной службы, то тут все не так однозначно. Большинство "блях" ввозят нерезиденты. В случае претензий со стороны "фискалов" именно они и признаются виновными в нарушении таможенного законодательства. Но если машина ввезена в режиме транзита, виновен украинец.
В конце концов, гражданин Украины, управляющий автомобилем с европейской регистрацией, в случае проблем с фискалами, теряет свой автомобиль или платит штраф - в зависимости от тог, что ему дешевле.
Отработавший свой срок автомобиль, как говорилось выше, можно сдать на разборку. Это компенсирует 50-70% его стоимости. Но можно и самому заняться распродажей запчастей, если есть возможность их демонтировать и хранить. Бесплатные и общедоступные online-сервисы позволяют легко найти покупателей на составные части автомобиля. Распродажа занимает от нескольких месяцев до года и позволяет выручить от 200% начальной стоимости автомобиля.
Люди, использующие автомобили на европейской регистрации, объединяются в сообщества. Срабатывает фактор не только привычной водительской солидарности, но и причастности к некому альтернативному движению. В социальных сетях и на форумах есть множество тематических групп, численность которых действительно впечатляет. Солидарность выражается не только в проводимых акциях протеста, но и во многих дорожных ситуациях, вопросах эксплуатации, взаимодействии с полицией и других житейских вопросах.
Читайте также: С Нового года в Украине подешевеет растаможка автомобилей
Легализация "блях" по действующим таможенным ставкам невозможна, да и нецелесообразна. Резкие репрессивные меры со стороны государства уже маловероятны. А вот попытка наполнить бюджет за счет узаконивания таких автомобилей вполне реальна. Сами "бляховоды" готовы платить по 600-1000 евро с автомобиля. Законодательных инициатив довольно много. Последний зарегистрированный тематический законопроект предлагает разрешить легализацию в Украине автомобилей, соответствующих нормам ЕВРО-2 (сейчас действует ограничение не ниже ЕВРО-5). С учетом такой перспективы есть резон купить недорогой автомобиль на еврономерах сейчас, чтобы потом выгодно его легализировать. Будем надеяться, в 2018 году это решение будет найдено.