Исполняющий обязанности директора ГП "ГосдорНИИ", Артем Безуглый, который 15 лет своей жизни посвятил украинским дорогам, точно знает, что с ними не так. А еще он думает, что знает как улучшить ситуацию.
Коррупция – одна из причин. Но есть и другие, считает Артем Безуглый. По его мнению, децентрализация и Дорожный фонд (которые, по сути, являются лишь схемами распределения средств) уже являются большим достижением. Об этом он рассказал на страницах издания liga.net
Читайте также: Официально: Шулявский путепровод перекрыли: карта объезда
Артем Безуглый считает, что утверждение "у нас нет дорог, потому что воруют" довольно примитивное и отдает популизмом. Коррупция охватывает все сферы нашей жизни и дорожная отрасль не является исключением.
Для преодоления коррупции в Украине работают (то есть должны работать) ряд органов, в том числе и новосозданных. Именно в их сфере ответственности выявление коррупции и в дорожной отрасли.
Пропущены межремонтные нормативные сроки из-за недофинансирования. Ежегодно должен производиться текущий ремонт 34 000 км автодорог общего пользования, капитальный ремонт – 14 000 км.
В разные годы, по оценкам специалистов, потребность в финансовых ресурсах на восстановление и развитие всей сети составляла от 400 млрд грн до 1,2 трлн грн.
С учетом производственных мощностей дорожных предприятий, которые занимаются строительством, ремонтами дорог и поставками дорожно-строительных материалов, ежегодная научно обоснованная потребность в финансировании составляла от 40 до 120 млрд грн.
Статистику отремонтированных километров можно увидеть на графике
Проблему обостряет тот факт, что изношенное покрытие подвержено негативному влиянию от изменения климатических факторов: частые переходы температуры воздуха в течение суток через 0⁰С приводят к попаданию в микротрещины воды, которая замерзает и тает. Это окончательно разрушает изношенное покрытие.
Более 70% автодорог были запроектированы и построены в 60-70 годах прошлого века под действующее расчетную нагрузку 6 тонн на ось, что соответствует фактической полной массе транспортного средства 21 тонна с максимальным количеством осей (6 осей).
Современные тяжеловесные грузовые транспортные средства (тяжелые строительные самосвалы и фуры) могут значительно превышать нормативную нагрузку . Это существенно увеличивает разрушительное влияние и уменьшает нормативный срок службы автодороги.
В Украине наблюдается массовое нарушение этих норм. Иногда масса транспортных средств, движущихся по дорогам, может достигать более 100 тонн. В условиях отсутствия тотального контроля за перегрузкой, недобросовестные перевозчики пользуются этим и пытаются сэкономить, не понимая, что в дальнейшем им же придется платить гораздо больше за неудовлетворительное состояние дорог.
Еще недавно для дорожной отрасли было характерно:
- высокий уровень централизации: в Киеве решали где и какую дорогу между селами ремонтировать;
- многолетние кадровые эксперименты: очень часто с назначением на ключевые посты дилетантов и далеких от отрасли людей, но по нужным политическим квотам;
- отсутствие стратегического видения развития отрасли: хаотичное и бессистемное планирование на год вперед, высокий уровень субъективного политического вмешательства в процесс планирования дорожных работ.
Созданный Государственный дорожный фонд – стабильный источник для распределения средств дорожного хозяйства.
С 1 января 2018 года средства пользователей начали собираться в целевой фонд, а дорожная отрасль получила гарантированное финансирование. 60% средств дорожного фонда идет на дороги госзначения (это дороги, по которым осуществляется основная масса пассажирских и грузовых перевозок в стране), 35% – на местные дороги и 5% – на безопасность движения.
Проведена децентрализация – установлено распределение ответственности между различными органами власти:
- 47 000 км дорог государственного значения в ответственности Укравтодора;
- 123 000 км дорог местного значения находится в сфере управления областных государственных администраций;
- 260 000 км коммунальных дорог – это зона ответственности городских, поселковых и сельских советов.
Утвержден среднесрочный план действий – программа развития автодорог государственного значения на 2018-2022 годы. В ее основу заложен маршрутный принцип – соединение за пять лет качественными дорогами всех областных центров страны.
Введена закупка работ и услуг в дорожной отрасли через электронную систему торгов PROZORRO. Это дало возможность увидеть полную картину процедуры закупки и выявить целый ряд проблем, которые ранее скрывались.
Создана конкурентная среда на рынке работ по эксплуатационному содержанию. В 12-ти областях в противовес облавтодорам дороги начали эксплуатировать частные подрядчики.
Кроме целевого источника финансирования, утверждена программа повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года. И на дорогах уже видим кольцевые развязки малого и среднего диаметра, освещенные пешеходные переходы и направляющие островки при въезде в населенные пункты для снижения скорости.
Начато обновление строительных норм и техстандартов. За последние три года утверждены восемь государственных и отраслевых строительных норм, приняты 44 национальных стандарта, которые полностью гармонизированы с европейскими.
Подрядчики начали предоставлять гарантию: пять лет после текущего среднего ремонта, десять – после капитального ремонта.
Внедрение интеллектуальных транспортных систем. В частности, Weight in Motion (WiM)
- взвешивание в движении, динамическое взвешивание;
- система автоматизированной предварительной фильтрации потока транспортных средств для направления их части на дальнейший контроль соблюдения габаритно-весовых норм.
Также, Укравтодор внедряет геоинформационную систему управления состоянием автодорог. Это система, которая позволит оперативно получать актуальную и точную информацию о состоянии дороги для принятия управленческих решений, уменьшая при этом значение человеческого фактора.