Кабриолеты в СССР делали не только по бедности (знаете эту историю с "Победой М-20Б" и "Москвичом-400/420"?). Оказывается, были моменты, когда страна могла получить сразу несколько настоящих пижонских "кабриков" – причем доступных! 

Шестидесятые годы ХХ столетия – золотой век для многих “народных” автопроизводителей. Экономика Европы восстановилась после войны, автомобиль стал массовым товаром, но он еще не настолько сложен, чтобы на разработку новой модели уходили многие годы и миллиарды денег.

Каталоги самых шустрых производителей толсты, как модные журналы, модельные линейки составляют до десятка наименований.

Читайте также: Почему "Запорожец" лучше иномарок

“Копейка” без крыши

Открытые кузова для увеселительных поездок в то время были в номенклатуре каждого уважающего себя бренда. У Fiat’a в 1960-е годы каждая обычная модель имеет версию купе, кабриолет или родстер – а иногда и то, и другое!

Не исключение – новый семейный автомобиль Fiat-124, созданный в 1964-м году и получивший в 1967 году почетный европейский титул “Автомобиль года”, а еще через пару лет ставший нашими “Жигулями” ВАЗ-2101. Помимо его пятидверной модификации с кузовом “универсал” уже в 1964-м году были запланированы к производству также версии купе и родстер.

На базе Fiat 124, ставшего прототипом нашей “копейки”, в том же 1966 году была создана версия с кузовом купе Fiat 124 Sport Coupé

Универсал Fiat 124 Familiare спроектировали сами фиатовцы, купе Fiat 124 Sport Coupé тоже нарисовали в фирменном центре стиля Centro Stile Fiat (автор – Марио Боано), а родстер Fiat 124 Sport Spider делали стилисты ателье Pininfarina.

Родстер получился довольно харизматичным, он стал очень популярным и выпускался вплоть до 1985 года. Хотя его шасси мало отличалось от ходовой базового седана, внешне автомобиль был совершенно самостоятельным.

Родстер Fiat 124 Sport Spider получился на редкость удачным, он выпускался на 11 лет дольше, чем базовый седан – до 1985 года

Между тем, существовала еще одна версия кабриолета на базе 124-го. Раньше, чем Pininfarina, открытый кузов для нового семейного “Фиата” нарисовали в другом ателье - Carrozzeria Touring Superleggera. Модификацию назвали Fiat 124 C4 и даже успели показать на Туринском автосалоне.

Читайте также: Эстонец приехал на OldCarLand за 1600 км на древнем "американце"

Вариант недорогого кабриолета на базе 124-го от ателье Carrozzeria Touring Superleggera не выдержал конкуренции с детищем Pininfarina

Художники сработали удачно – они создали привлекательный четырехместный кабриолет, изменив в базовой машине буквально несколько деталей: наклонили сильнее лобовое стекло, заменили приборный щиток и дверные карты. Важным аргументом стиля стала дверь: ее не только продлили. Завалив заднюю линию ее проема, дизайнеры придали коробчатому в общем-то кузову немного динамики.

Доработки в салоне по сравнению с седаном минимальны: иная комбинация приборов, дверные карты и кикпанели с карманами

Под капотом – штатный двигатель объемом 1,197 л развивающий мощность 65 л.с., в паре с ним – механическая 4-ступенчатая коробка передач. То есть незначительные переделки обусловили небольшое удорожание кабриолета по сравнению с базовым седаном.

Машина осталась четырехместной, хотя сложенные каркас и тент крыши съели часть полезного объема в задней части салона

И ведь был шанс, хоть и очень небольшой, что советские граждане получат эту машину вместе с базовым 124-м и “универсалом” Familiare, из которых наши и итальянские конструкторы совместными усилиями так удачно сделали “копейку” и “двойку”. А богатую модификацию “копейки” – модель ВАЗ-2103 так вообще специально заказывали фиатовским инженерам.

Читайте также: Вехи мирового автопрома на OldCarLand 2018

Для опытного кабриолета Fiat 124 С4 помимо мягкого верха создали и съемную жесткую крышу

Увы, в серию, даже в малую, модификация 124 С4 не пошла
– честь представлять 124-й в когорте автомобилей без крыши выпала другой машине. Вскоре свое видение кабриолета представило ателье Pininfarina, и туринские боссы выбрали их продукт. Как более оригинальный – и ничего, что более дорогой.

Несколькими штрихами доработав лишенный крыши кузов, стилисты Carrozzeria Touring Superleggera создали лаконичный и запоминающийся образ

Так получился вышеупомянутый родстер Fiat 124 Sport Spider, а изящный кабриолет 124 С4 так и остался в одном – выставочном - экземпляре. В настоящее время он отреставрирован и хранится в итальянском музее Museo dell’Automobile Bonfanti – Vimar.

Читайте также: Двухколесная пятерка: лучшие мотоциклы OldCarLand’а

“Москвич” и небо

А двумя годами раньше, в 1964-м году в СССР родился свой семейный автомобиль того же класса, что и Fiat 124 – “Москвич 408”. Может быть, технически и не такой изящный, но в целом безоговорочно современный, к тому же более мощный и прочный. Как и “фиатик”, его планировали сразу в нескольких кузовах: седан, универсал, фургон и … кабриолет!

Причем натурные образцы кабриолета появился одновременно с седаном, раньше двух других. Вот как хотелось конструкторам из-за руля увидеть небо над головой!

“Москвич Турист” был в тренде: концепция доступного кабриолета на базе массовой легковушки была популярной в середине 1960-х

Версию без крыши назвали “Москвич Турист”, имелось в виду, что этот автомобиль будет распределяться в спортклубы как базовый для постройки гоночных болидов, а также работать в прокатных конторах (таковые были в больших городах в 1960-е годы) как прогулочный. Не забыли также и о поставках за рубеж, ведь в те годы “Москвичи” продавались там весьма успешно.

Съемный жесткий верх “Туриста” получился невероятно стильным. Его дизайн, как и всей модели, создан штатными заводскими стилистами

Представители нашего “Автоэкспорта” в странах Европы после презентации открытой версии “Москвича” забросали Минавтопром заказами: зарубежные покупатели оценили “Туриста”. Тем более, сразу планировалось, что машину будут комплектовать перспективным на то время 1,5-литровым мотором модели 412 – мощностью 75 л.с. Но в серию кабриолет не пошел, поскольку производственных мощностей завода МЗМА (позднее - АЗЛК) едва хватало для удовлетворения спроса иностранных рынков на обычные седаны.

Кроме новой крыши и связанной с ней перепланировки салона иных изменений по сравнению с “Москвичом-408” не было

Однако, было сделано два экземпляра “Туриста”, причем на одном обкатывали новую автоматическую коробку передач, а на втором – двигатель с впрыском топлива! (Да-да, не удивляйтесь, первый инжекторный мотор был разработан и построен в стране еще в довоенное время Б. Стечкиным.)

Читайте также: Автомобиль “Победа”: история и мифы автолегенды

По некоторым данным, на одном из экземпляров оперение было алюминиевым – очевидно, для снижения массы.
“Москвич” оказался не менее стильным, чем его молодой итальянский конкурент, но с 75-сильным мотором он был более динамичным по характеристикам.

Зеркало заднего вида на торпедо и автоматическая антенна –буржуйские штучки, которые трудно представить на массовой советской машине

Лобовое стекло, наклоненное на больший угол, безрамочные стекла дверей, автоматическая антенна на длинном багажнике, большая площадь остекления съемного жесткого верха – все это создавало образ устремленного вперед динамичного автомобиля. Правда, стандартная короткая дверь от седана не содействовала удобной посадке на задний диванчик, стесненный еще больше, чем у “Фиата”.

Интересно, что не самая подходящая кабриолету дверь не портит профиль визуально, хотя у 124 С4 этот элемент вышел более гармоничным.

Два опытных экземпляра “Москвич Турист” какое-то время служили носителями опытных узлов и агрегатов, ныне след их утерян

К сожалению, ни одного экземпляра кабриолета “Москвич Турист” не сохранилось. Однако, в настоящее время в разных странах постсоветского пространства построено несколько реплик этого интереснейшего автомобиля.

Читайте также: Закон о ретро: зачем нужен и что решает