09:30, 28 июля

Маленький японский родстер – как короткий самурайский меч вакидзаси: часто недооцененный, но в умелых руках не менее опасен, чем катана.

Mazda MX-5 – автомобиль, на котором невозможно ездить! Можно носиться, скакать, летать, таскаться, жечь резину, “давать угла” и “крутить бублики”, а вот спокойно ездить на этой машине не получается. Это словно получить в тире заряженный пулемет с просьбой не стрелять из него... Сдержитесь? Если так – дальше можете не читать. Потому что рассказ будет именно о японском оружии от Мазды.

Снаружи

1. Вид

Говорят, что нынешний дизайнер Мазды создает образы новых моделей, при помощи большого куска глины и острой японской катаны. Конечно, это лишь забавная легенда, но глядя на “разрез глаз” Mazda MX-5, в нее несложно поверить.

Каждое поколение Mazda MX-5 имело противоречивый имидж: с одной стороны это субкомпактное купе было одним из лучших автомобилей в своем классе по управляемости, что всегда ценили мужчины, с другой – округлые формы и небольшие размеры больше привлекали женскую аудиторию. В четвертом поколении модели дизайнерам, кажется, удалось найти баланс.

Читайте также: Тест-драйв BMW X4: Супердизель из-за океана

2. Имидж

Нечасто у нас маленькой машине уступают дорогу и выказывают уважение. Но... За четыре дня нас с родстером трижды фотографировали прохожие, встречный байкер поднял вверх большой палец, два водителя приветственно посигналили, ребятишки в проезжающем мимо в автобусе чуть не поразбивали стекла, чтобы разглядеть машину, а на трассе попутные машины быстро освобождали крайний левый ряд при нашем приближении. Ну а как только я опускал мягкую складную крышу и не торопясь катил по городу – ловил множество улыбок красавиц и замечал их удивленные взгляды на пустое пассажирское кресло. Внимание и уважение окружающих владельцу МХ-5 однозначно обеспечены! Отсюда вывод: размер не имеет значения, если у вас такой кабриолет. Имею в виду размер машины...

3. Индивидуализация

К сожалению, модель пока не поставляется в Украину, наше представительство Mazda обещает вывести MX-5, также известную как Miata, на рынок в следующем году. Какими будут базовые и расширенные комплектации – вряд ли сейчас кто-то знает, однако в других странах модель представлена двумя основными модификациями: Cabrio и RF, каждая из которых имеет несколько уровней оснастки. Cabrio – это версия с мягкой крышей, как та, что досталась нам на тест, а RF имеет кузов типа тарга – ее жесткая крыша снимается. На глобальном рынке спорткар доступен с автоматической и механической коробкой передач.

Внутри

4. Эргономика

Говоря об удобстве и продуманности салона Mazda MX-5, должен сказать, что мой рост – 171 см. И устроившись в кресле родстера, мне показалось, что его делали под меня. Это не значит, что высоким людям будет здесь неудобно, но вряд ли им будет столь же комфортно.

Даже для меня посадка в машину требовала определенной акробатической сноровки – низко расположенное кресло, плюс минимальный клиренс, плюс опущенный до крайней нижней точки руль... Это конечно не так сложно, как попасть в кабину боевого болида через каркас безопасности, но и не так удобно, как садиться и выходить из Mazda 6.

Читайте также: Peugeot 108: тест-драйв по 24 параметрам

Еще одна важная вещь, которая требует упоминания: блок управления мультимедийной системой расположен на центральном тоннеле – во время переключения скоростей, я часто цеплял рукой кнопки, переходя в другой раздел меню или меняя песню.

Поскольку мы имеем дело с родстером, сразу за парой кресел у нас стенка, отделяющая кокпит от багажника. Это означает, что регулировка кресла в продольном направлении несколько ограничена, так же как и наклон спинки сидения. Водитель также может менять угол наклона подушки кресла – вот и все доступные в нашей версии настройки. Руль можно поднимать и опускать, но регулировки по глубине нет.

5. Обзорность

Маленькие наружные зеркала, амбразура заднего окошка (с поднятой крышей), низкое лобовое стекло – сначала мне показалось, что придется ехать вслепую, однако после настроек я мог видеть все вокруг не хуже камеры с 360-градусным углом обзора, даже не опуская крышу.

6. Салон

Несмотря на то, что салон нашей “Миаты” имеет кожаную обивку, в целом он довольно спартанский. Не голый, как у трекового спорткара, но чувствуется, что создатели автомобиля боролись за каждый грамм его веса и в чем-то пошли на компромисс. Например, крыша складывается вручную.

7. Багажник

Хорошо, хоть крыша сладывается не в багажник, а прячется в специальную нишу между дугами безопасности за сиденьями и крышкой багажника. Бардачок расположен между креслами, а за сидениями есть пара небольших ниш. Что же касается самого грузового отсека, то его объем маленький только на бумаге (130 л), а на самом деле туда помещается четыре дорожных сумки среднего размера, 12-килограммовый арбуз и 4-килограммовая дыня. Проверено. Форма багажника достаточно правильная, прямоугольная, помогает при размещении поклажи. Плюс на дверце багажника есть специальная полка для крепления груза. А вот запаски под полом нет, только ремкомплект.

Электроника

8. Системы комфорта

Из всех привычных сегодня опций, которые делают жизнь в автомобиле более комфортной, МХ-5 может предложить электростеклоподъемники, электрорегулировку внешних зеркал и подогрев сидений. По крайней мере в комплектации нашей модели были только они и еще автоматические датчики дождя и света. Кресло и руль настраиваются вручную. Большой плюс к уровню комфорта добавляет, разве что, кондиционер.

9. Мультимедиа

Мультимедийный центр “Миаты” имеет 7-дюймовый сенсорный дисплей. Пользоваться им можно только во время остановки, а когда автомобиль движется – управление функциями системы переводится на дублирующий блок управления, размещенный на центральном тоннеле сразу за рукояткой коробки передач, о котором уже упоминалось ранее.

Сама же мультимедийная система имеет интуитивно понятное меню, лаконичный дизайн и является достаточно информативной, если использовать ее как борткомпьютер. Она умеет подключаться к смартфону по технологии MZD Connect или через Bluetooth, имеет встроенную навигацию и выход в интернет. Не удивительно, что в автомобиле, который не поставляется на наш рынок, карта имеет скупую детализацию и работает не слишком шустро. Остальные же свои функции она выполняет ловко.

10. Акустика

Звучание штатной стереосистемы довольно хорошее, но есть нюанс. “Миата” имеет пару динамиков в дверях, по твиттеру в каждой стойке лобового стекла и еще по паре – в подголовнике каждого кресла, в пол вмонтирован сабвуфер, а за стенкой кабины спрятан усилитель. На экране мультимедийного центра можно менять настройки эквалайзера, и смещать источник звука перед/зад, право/лево. Однако с открытой крышей при скорости за 60 км/ч и средней громкости музыки – звук почти исчезает. То же самое происходит, когда крыша поднята, а скорость переваливает за 120 км/час.

11. Уровень автономности

Настоящему спорткару не нужны все эти круиз-контроли и системы удержания рядности, однако создатели Mazda MX-5 пошли на компромисс не только в сторону спорта, но и кое-что из систем комфорта позволили родстеру. Кроме обязательных ABS и ESP (отключается) в “Миате” есть круиз-контроль и система предупреждения о выходе из полосы движения.

Механика

12. Мотор

Все без исключения MX-5 имеют двигатели Skyactiv второго поколения. Причем “Миата” является одной из первых моделей Mazda, которой повезло получить новую технологию по полной, то есть здесь и коробка передач, и само строение кузова и шасси – все Skyactiv, все предназначено для удовольствия от драйва. И двигатель справляется с этой задачей с увлечением, со страстью.

Двухлитровый атмосферник имеет мощность в 160 к.с., однако в маленьком родстере весом чуть больше тонны каждая из них работает как две. А звучит – как четыре! Двигатель хорошо крутится с самого низа и плавно наращивает обороты вплоть до отсечки на 7 тысячах оборотов. Отличная работа! А какой потенциал для тюнинга...

13. Коробка

Короткоходный рычаг коробки передач позволяет переключаться одной лишь кистью руки. Электроника машины подсказывает, когда лучше перейти на следующую передачу, или понизить, однако ЭБУ анализирует данные с педали акселератора – если вы едете в режиме “догони ветер”, машина будет напоминать о переключении только в красной зоне тахометра. Замечу, что MX-5 – отличный дрифт-кар и не в последнюю очередь именно благодаря хорошей трансмиссии.

14. Проходимость

“Миата” имеет небольшие свесы спереди и сзади, однако и клиренс у родстера скромный. Это означает, что на неровностях дороги, при заезде и выезде с паркингов и проезде лежачих полицейских нужно быть осторожным, впрочем, как и на большинстве спорткаров.

15. Подвеска

Баланс между спортивной жесткостью для трека и мягкостью для повседневных поездок. Гармония эффективности и комфорта. МХ-5 не раскачивается на волнах и не заставляет щелкать зубами на мелких неровностях. Это один из самых мягких спорткаров среди тех, что мне доводилось тестировать.

Вождение

16. Управляемость


Все, что управляется лучше “Миаты”, стоит значительно дороже. В этом смысле японский родстер – безупречный. Причем водитель имеет возможность отключить ESP и попробовать поиграть с огнем: задний привод и резвый двигатель позволяют почувствовать технику без посредников. В обычном же режиме это простой в управлении автомобиль. Легкий руль имеет отличную информативность и при этом гасит лишние вибрации от дороги, передавая водителю только нужную информацию. От упора до упора руля – 2,7 оборотов.

17. Динамика

7,3 секунды до 100 км/час. Самый динамичный автомобиль с традиционным двигателем, за рулем которого мне приходилось ездить, ускорялся до сотни за 2,9 секунды – это был Nissan GT-R 2015 года выпуска. На бумаге разница просто сумасшедшая. На треке она вообще безгранична. Однако в городе значительно важнее ощущение. И “Миата” знает, как заставить ваше сердце биться чаще. Ускорение в Мазде значительно нежнее вжимает водителя и пассажира в кресла, чем в “Годзиле”, но удовольствия дарит не меньше!

Впрочем, ускорение с места – не единственный полезный навык МХ-5. Двигаясь на 6 передаче со скоростью 130 км/ч двигатель держит обороты в зоне 3000. Если при таких условиях нужно ускорится для обгона, Мазда позволит сделать это с легкостью, даже не понижая передачу – просто сильнее нажмите педаль газа и через мгновение уже будете впереди.

А еще она очень маневренная и именно на треках с большим количеством поворотов демонстрирует лучшее время прохождения круга.

18. Тормоза

Выглядят тормоза Miata не слишком впечатляюще: небольшие, некрашеные, без надписи Brembo или Willwood. Однопоршневые. Я смотрел на них с легким недоверием. Однако когда дело дошло до работы, оказалось, что они останавливают легкий спорткар не хуже стоп-крана. Если же говорить в цифрах, то испытания Edmunds показали тормозной путь со скорости в 60 миль/час (96,56 км/ч) в 32,9 метра. Много дорогих роскошных суперкаров с шестипоршневыми суппортами не могут похвастаться такими тормозами.

19. Безопасность

Mazda MX-5 имеет пару подушек безопасности для водителя и пассажира, прочные стальные балки в дверях и боковые подушки безопасности во всех версиях модели. За сиденьями размещены дуги жесткости, защищающие головы пассажиров в случае переворачивания. Опять же, говоря языком цифр, МХ-5 2015 года получила 4 звезды рейтинга EuroNCAP. Ни один из одноклассников не показал лучшего результата.

Эксплуатация

20. Технические особенности

Mazda MX-5 собрана на совесть. Никаких “сверчков” или скрипов в машине с пробегом более 12 тысяч километров я не заметил, расстояние между кузовными панелями равномерное и минимальное. Словом, здесь придраться не к чему. Это позволяет предсказывать машине долгую жизнь и нечастые визиты в автосервис.

Двигатель без турбины, а значит причин для выхода из строя у него значительно меньше, чем у турбированных аналогов. К тому же, в приводе газораспределительного механизма используется цепь – эта деталь живет дольше, а ее замена будет дешевле ремня. Даже базовые машины имеют алюминиевую защиту двигателя снизу.

Подвеска – независимая. Спереди – двойные А-образные рычаги и моноамортизаторы, сзади – многорычажная конструкция. Ничего сложного и дорогого в подвеске родстера нет; мультилинк, как правило, имеет ресурс около 100 тысяч км, а двухрычажная подвеска, хоть и слабее более распространного Макферсон, тоже довольно неплохо противостоит старению.

21. Стоимость

Попробуем прицениться к японскому спорткару, и сначала обозначим главных конкурентов модели. Сегодня в соперники МХ-5 можно записать разве что Audi TT и итальянского клона Миаты – Fiat 124 Spider. Остальные конкуренты отличаются или по размерам (Nissan 370Z Roadster, BMW 2 Series, Toyota 86/Subaru BRZ, Jaguar F-Type), или по компоновке (Porsche 718 Boxter, Mini Cabrio, Alfa-Romeo 4C Spider), или же не совпадают по времени и цене – BMW Z4, Mercedes SLC, Smart Roadster, Honda S2000. Остановимся на тех моделях, что ближе к Mazda MX-5.

В США Mazda MX-5 стоит от $25 295. Итальянский аналог Fiat 124 Spider в Америке оценивается почти столько же: $24 995. А вот Audi TT Roadster в Штатах стоит от $47 450 за базовую версию. В немецком спорткаре оснащение намного дороже, однако разница очень значительная – практически вдвое. В то же время самая дорогая версия Mazda MX-5 RF Grand Touring почти с “полным фаршем” обойдется в $32 750 – есть над чем задуматься.

Кстати, Audi TT Roadster 2018 модельного года украинский импортер обещает привезти уже в этом году, поэтому, когда на наш рынок выйдет Mazda MX-5, у нее будет по крайней мере один конкурент.

22. Удешевление

Проследить динамику стоимости MX-5 можно, опять же, ориентируясь на вторичный рынок США. Средняя стоимость родстера прошлого поколения 2013 года выпуска с мягкой крышей колеблется в пределах 14-16 тысяч долларов, тогда как новая машина стоила около 21 тысячи. То есть за 5 лет автомобиль потерял в цене около четверти. Однако часто динамика цен в Украине и мире сильно разнится, поэтому делать какие-то прогнозы было бы преждевременно.

23. Текущие расходы

За время теста борткомпьютер показывал средний уровень расхода топлива в пределах 8,4-9,3 литров на 10 км. Стоит отметить, что ездить медленно, то есть экономно, на этом автомобиле мне не удалось – он провоцирует нажимать педаль газа на полную. Но вполне возможно, что кому-то хватит силы воли сдерживаться и достичь показателей расхода, близких к паспортным 5,5 литрам на 100 км на трассе.

За отправную точку возьмем среднее арифметическое между реальной цифрой, полученной мной, и бумажным значением. Получается 7,1 литров топлива. При стоимости бензина в 1,1 доллар за литр, в течение пяти лет и 100 тысяч км пробега на топливо придется потратить около 7,8 тысяч долларов. Конечно, 100 тысяч за 5 лет можно наездить на кабриолете, только если частенько отправляться на нем в дальние путешествия, ведь зимовать он будет, скорее всего, в теплом гараже.

Оценить стоимость плановых ТО можно на примере седана Mazda 6, который стоит примерно столько же, как и родстер. В течение 5 лет расходы на техосмотр составят около 1000 долларов, еще примерно 3000 нужно будет заплатить за КАСКО.

24. Общий бюджет

Учитывая вышесказанное, и ориентируясь на цену базовой модели порядка $25 тысяч, стоимость владения автомобилем составит около 36,8 тысяч долларов. Даже такая цифра выглядит лучше базового прайса Audi TT Roadster. Впрочем, и она, скорее всего, будет меньше, поскольку мало кто будет эксплуатировать этот кабриолет ежедневно, да еще и зимой. Так что реальные расходы будут меньше.

Технические характеристики Mazda MX-5
МОТОР Бензиновый, рядный четырехцилиндровый, атмосферный, рабочий объем 1998 см3, мощность 160 к.с. при 6000 об/мин, крутящий момент 200 Нм при 4600 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ Задний привод, 6-ступенчатая механическая коробка передач
КУЗОВ Родстер, 2 двери, 2 места, габариты (длина/ширина/высота): 3915 / 1730 / 1235 мм база 2315 мм, снаряженная масса 1030 кг, полезная нагрузка-239 кг, объем багажника 130 л, объем бака 45 л.
ПОДВЕСКА Независимая двухрычажная / независимая многорычажная. Шины: 205/45R17
ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Максимальная скорость 220 км/час. Разгон до 100 км/ч за 7,3 сек. Расход топлива (город/шоссе/смешанный): 9,2/5,5/7,4 л/100 км
ЦЕНА Н/Д

Читайте также: Тест-драйв BMW X2: обречен быть модным