Дым из выхлопной трубы не предвещает ничего хорошего. Ни для окружающей среды, ни для кошелька автовладельца.

Дымящие автомобили не редкость на наших дорогах. По большей части это касается старой грузовой техники, устаревших «маршруток» и автомобилей советского производства, которые доезжают свои последние километры. Но случается, что клубы густого дыма вырываются из труб не таких уж старых автомобилей европейской или украинской регистрации. По тому, какой дым валит из выхлопной можно судить о характере неисправности.

Черный

Густой черный дым говорит о слишком богатой смеси – в ней мало воздуха и много топлива. Это справедливо как для бензиновых, так и для дизельных моторов. Неисправность может быть связана с недостаточным давлением наддува, не верными показаниями датчиков массового расхода воздуха, лямбдазонда, датчика температуры двигателя (не того, который выводит показания на приборную панель, а того который отвечает за информацию для блока управления двигателем) и множества других датчиков.

Черный дым – слишком богатая топливная смесь

Также причиной черного дыма может быть пробой в системе подачи воздуха, так называемый подсос. Расходомер в таком случае видит только часть поступающего воздуха, а блок управления, исходя из его показаний, дает команду топливной системе увеличить подачу топлива. Без оборудования найти неисправность бывает непросто.

В большинстве случаев, простейший сканер ELM327, который вставляется в диагностический разъем и подключается по Bluetooth к любому смартфону, может здорово помочь в самостоятельной диагностике. Цена такого сканера около десяти долларов.

Сизый

Сизый дым с едким запахом говорит о том, что моторное масло попадает в камеру сгорания. Часто причиной густого синего дыма может стать вышедшая из строя турбина. При обрыве или сильном износе оси лопастей, масло, которое подается в турбину под давлением, попадает во впускной тракт, а затем - в камеру сгорания.
Также причиной сизого дыма могут быть залегшие или изношенные поршневые кольца, поврежденные направляющие втулки клапанов и проблемы, связанные с клапаном вентиляции картера. В случае с сизым дымом и значительным расходом моторного масла следует обращаться к профессиональным мотористам.

Сизый – моторное масло попадет в камеру сгорания

Белый

Белый дым, выходящий из выхлопной трубы, чаще всего оказывается паром. Отличить его от сизого дыма можно не только по цвету, но и по температуре. Когда из выхлопной идет пар, то держать открытую ладонь дольше нескольких секунд на расстоянии 5-10 сантиметров от выхлопной трубы не получится. Если возникают сомнения, попробуйте сравнить температуру выхлопных газов с соседней работающей машиной. Важно, чтоб двигатель в обоих авто был прогрет.
Пар из выхлопной трубы прогретого двигателя говорит о серьезной поломке. Это может быть трещина в головке блока цилиндров или пробитая прокладка ГБЦ. В любом случае справиться с такой неисправностью может только специалист.

Белый – жидкость из системы охлаждения попадает в камеру сгорания