Коллекционировать просто ретроавтомобили сегодня многим уже не интересно – те, кто давно в теме, увлеклись собиранием различного рода спецавтомобилей. Эксперты «Авто24» разбирались, какое ретро нынче в моде.

Несомненно, в увлечении специальными версиями ретроавтомобилей есть особый шик. И не только потому, что милицейская “Волга”, такси или “Скорая” выглядит необычно нарядно (хотя и это тоже). Главный смак работы с такими машинами и владения ими в их чрезвычайной редкости. Во-первых, даже в период своего производства таких спецверсий выпускалось на порядок меньше обычных (за исключением разве что медицинских “РАФиков”). Во-вторых, судьба их всегда была намного сложнее.

Пребывающие на государственной службе автомобили могли несколько раз подвергаться капремонту на специальном заводе, они эксплуатировались до полной амортизации. А после списания или шли в утиль, или выкупались по остаточной стоимости приближенными к начальству лицами, но с обязательным переоборудованием в обычные, гражданские комплектации.

Читайте также: Ретрослет “Александрия” на Кировоградщине: выставка и ралли на винтажной технике

Все специальное оснащение демонтировалось, окраска менялась, интерьер переделывался и т.п. В общем, даже если спецавтомобиль попадал с госслужбы в частные руки, где теоретически шансы дожить до наших дней выше, он все равно переставал быть спецмашиной.
И на этом фоне заполучить любой экземпляр такой техники для реставрраторов и коллекционеров невероятная удача, признак высшего класса и предмет зависти товарищей.

Такси

Отличие автомобилей в исполнении таксомотор от обычной модели – в особой окраске, дермантиновой обивке сидений, воспетом поэтами зеленом фонарике, отсутствии радиоприемника и наличии счетчика (механического, подключенного тросиком к приводу спидометра). У “Волг”-”двадцатьчетверок” на крыше мог быть также оранжевый “гребешок”, не считая других, не столь заметных особенностей. Как минимум одна “Волга-такси” - ГАЗ-24-01 – есть в Украине, ее замечательно восстановили в киевском ателье Vintage Motors.


“Волга” ГАЗ-2402 Follow me

Этот экземпляр аэропортовой “Волги” – одна из первых спецмашин, появившихся в украинской ретротусовке, когда многие реставраторы и коллекционеры еще только размышляли, куда потратить свои деньги после того, как собраны все модельные ряды отечественных производителей. Суперредкий даже в свои лучшие времена, аэродромный автомобиль сопровождения самолетов почти всегда строили на базе “Волги”.

Читайте также: Вехи мирового автопрома на OldCarLand 2018

А как же, ведь это без преувеличения визитная карточка страны – эта машина встречала самолеты заграничных рейсов и именно она была первым, что видели иностранцы на советской земле. Представленный здесь универсал “Волга” ГАЗ-24-02 Follow me (“Следуйте за мной”) служил в аэропорту “Киев” и восстановлен в столичной мастерской OldCarService.

“Догонялки”

Вообще-то скоростные спецавтомобили КГБ, замаскированные под обычные машины, достойны отдельного исследования (которым мы обязательно займемся). Как ни странно, время от времени подобные автомобили в разной степени “убитости” иногда “всплывают” и реставраторы немедленно забирают их в работу.

Конечно же, речь идет о считанных единицах, в первую очередь это “догонялки” ГАЗ-24-24 на базе седана ГАЗ-24. Но у отечественных коллекционеров есть и совсем уж редкие спецавтомобили – ГАЗ-23 на базе “двадцать первой”.

Читайте также: Закон про ретро: зачем нужен и что решает

Маршрутное такси РАФ-2203

Большинство выпущенных за 38 лет “рафиков” всех модификаций были медицинскими, а пассажирские микроавтобусы сейчас считаются большой редкостью. Восстановленных или хорошо сохранившихся пассажирских РАФов сегодня буквально несколько единиц. Показанная здесь машина в версии маршрутного такси отреставрирована мастерской Vintage Motors.

“Волга” ГАЗ-24 “Милиция”

Вообще-то судьба милицейских “Волг” не способствовала их сохранности до наших дней: изношенные машины передавали из центральных отделений в низовые, до тех пор пока в самом глухом райцентре ее, окончательно убитую, не выкупал по остаточной стоимости кто-нибудь из низших чинов.

Но чудеса бывают, и настоящую милицейскую “Волгу” можно увидеть в Украине в наши дни – и даже две. Одна такая машина восстановлена киевлянином Артемом Рудницким, вторая – Вячеславом Беркало из Кривого Рога.


FSO Polonez “Милиция”

Популярный польский автомобиль (1978 – 2002 гг.), будучи развитием фиатовской модели 125, получился удачным и пережил несколько фейслифтингов. Полицейская версия “Полонеза” использовалась не только на родине в Польше, но и в странах, куда машина достаточно много экспортировалась – в частности, в Латинской Америке. Собственно говоря, именно полицейская служба и была главной ипостасью этой модели в некоторых странах. Данный послерестайлинговый экземпляр, верой и правдой служивший польской народной милиции – часть коллекции музея “Фаэтон” из г. Запорожья.

Читайте также: Как правильно вложить деньги в ретроавтомобиль


Гоночные версии

“Боевые” версии серийных автомобилей интересны и с точки зрения чисто технической, и с позиций спортивной истории. Часто любители ретро делают реплики таких “болидов” из оригинальных моделей, реже фанаты находят чудом сохранившиеся настоящие гоночные автомобили – с их омологированными каркасами, уникальными подвесками и давно сожженными моторами.

Читайте также: Зачем тюнингуют ретро-автомобили: интересные примеры

Иной раз такие автомобили повторяют по оформлению и конструкции реальные исторические экземпляры, ставшие культовыми еще во времена своей молодости. И тут есть одна особенность: некоторые из таких исторических гоночных машин, неважно, реплик или оригинальных, и сегодня принимают участие в соревнованиях.

Показанные тут экземпляры приехали на украинские ретровыставки из Запорожья (Ford Escort), Одессы (Lancia Delta Integrale) и Эстонии (“Москвич-2140”). Две из этих машин – настоящие “боевые” экземпляры, принимающие участие в гонках.

Читайте также: Какие бывают ретроавтомобили: классификация