ФОТО: Газета.ру|
В городах собираются уменьшить допустимую скорость для машин
Изменится ли уровень аварийности? Нет.
Во-первых, потому, что он практически не изменился при отсутствии со времени "ликвидации ГАИ" контроля скорости на наших дорогах. Подскочила ли резко аварийность? Нет. Более того: нельзя сказать, чтобы она резко увеличилась там, "где гоняют". Вот на Столичном шоссе скорость потока в левых полосах реально 100-140 км/ч (попадаются отдельные товарищи, которые пытаются ехать еще быстрее). Может быть, там аварии через каждый километр, и трупы каждый день? Нет.
Почему так? Потому что (штрафуют их или нет) водители остаются людьми рациональными, и быстро ездят, в основном, там, где это относительно безопасно. Желающих разбиться как-то не замечено.
Читайте также: Гройсман анонсував масштабний дорожній проект
Эта ситуация, кстати, еще раз заставляет нас задуматься о том, насколько объективна статистика ДТП по причинам аварийности. Но о том, что у нас ей верить нельзя из-за массовой проблемы необъективности расследования ДТП (из-за чего конкретные дела попадают не в ту графу статистики, и масштабы явления таковы, что это влияет на статистику в целом), я уже не раз писал, и повторяться не буду.
В общем, как говорил Джереми Кларксон: "Скорость еще никого не убила. Убивает резкая остановка".
Он во многом прав. (Хотя ДТП из-за скорости, когда водитель "не вписался в поворот" и т.п., случаются, но они отнюдь не составляют большинство в статистике.)
ДТП случаются тогда, когда кто-то вынуждает нас резко тормозить. Это может быть пешеход в неположенном месте на проезжей части (или в темной одежде ночью), это может быть выезжающий со второстепенной на главную либо перестраивающийся не глядя (или глядя, но считая, что его "должны пропустить"). Это может быть водитель, который поворачивает налево и не пропускает движущегося навстречу мотоциклиста (а потом рассказывает: "Он же летел!". В половине случаев, когда начинаешь разбираться, оказывается, что речь о мотоцикле, которого и до 100 км/ч разогнать не так просто! Стереотипы…). И так далее, до бесконечности.
Даже если скорость потока снизится, что тогда будет? Пешеходы начнут выскакивать перед машинами еще ближе, те, кто перестраивается или выезжает на главную, не пропуская, начнут это делать еще чаще и увереннее… "Он же затормозит!" Только все равно будут ситуации, когда тормозить уже поздно…
Станет в этом случае на дорогах безопаснее?
Конечно же, не станет!
Во-вторых, ограничения, откровенно не соответствующие условиям движения, соблюдать никто не будет. Пример – то же Столичное шоссе, проспекты Победы, Бажана и т. п. Это если говорить о Киеве.
На трассах, где каждое мелкое село на дорогах даже международного значения считает своим долгом обзавестись "белыми" знаками – то же самое. Такое впечатление, что поставлена цель: сделать так, чтобы из Киева до Харькова или Львова приходилось ехать два дня.
Ситуация с ограничениями скорости в подобных местах уже сейчас представляется безумной. Ее хотят усугубить. Естественно, очень мало кто будет реально соблюдать такие ограничения.
Тем более – в условиях фактического отсутствия контроля скорости. (Про автоматическую фиксацию с ответственностью собственника транспортного средства после решения Конституционного Суда Украины от 22.12.2010г. можно забыть, нравится это кому-то или нет.)
Авторы инициативы говорят, что, дескать, "так в Европе".
Но в Европе не только совершенно другие причины аварийности, но и совершенно другие дорожные условия. Другая архитектура городов (кто не хочет или не может поехать туда и посмотреть, может поехать хотя бы во Львов). И отсутствие населённых пунктов с "белыми" знаками на дорогах для транзитных поездок между регионами.
Вообще, есть такое понятие – карго-культ. Что это такое? Во время Второй мировой войны американцы размещали войска на некоторых тихоокеанских островах. И делились с местным населением продовольствием и другими полезными вещами, доставляемыми на самолетах. Война кончилась, американцы с этих островов ушли, соответственно, поставки прекратились. Каково же было их удивление, когда, попав на эти острова через годы, они обнаружили, что у местных жителей появилась новая религия – карго-культ: они делали из соломы модели транспортных самолетов в надежде, что таким образом смогут заставить возобновиться чудесные поставки еды и прочего необходимого…
Вот так и у нас часто бездумно, без учёта разницы условий в разных странах, переносят на нашу почву какие-то порядки, в том числе и из Европы.
Классический случай – недавнее ужесточение наказаний за парковку на местах для инвалидов. Скажите, вы часто видите за рулём инвалидов на автомобилях с ручным управлением? В ЕС – это обыденность. У нас (по причинам социально-экономическим) – редкость чрезвычайная.
Авторы инициативы, очевидно, думали, что если "сделать права инвалидов, как в Европе", то и машины у них чудесным образом появятся, и пенсии повысятся…
Между тем, всем наплевать на то, что даже если у человека уже есть автомобиль, и вот он получил инвалидность, то переоборудовать легально этот автомобиль на ручное управление – целая проблема. Более того: авторам идеи невдомек, что в соответствии с перечнем противопоказаний к управлению подавляющее большинство инвалидов (и половина водителей вообще) формально и за руль-то садиться не имеют права!
Если бы они действительно хотели сделать лучше для инвалидов – то занялись бы решением перечисленных проблем (и других тоже). Но карго-культ диктует иное: перенимать какие-то чисто внешние порядки, без того, чтобы видеть, что нужно сделать по сути для улучшения существующей ситуации.
Вот и с лимитом скорости в населённых пунктах – ровно то же самое.
Читайте также: В "Укравтодорі" пропонують переглянути максимальну швидкість у місті
Уже не говоря о состоянии дорог (тут понятно – большие средства нужны), никто не думает о том, чтобы жестко следить за нарушением приоритета и правил маневрирования (и увеличить санкции за такие нарушения). Никто не думает об ответственности пешеходов. Никто не думает о том, что надо бы убрать наземные нерегулируемые переходы в опасных местах, прежде всего – на многополосных дорогах, а в ряде мест ограждения поставить, чтобы не выбегали на дорогу в неположенных местах. Никто не думает об изменении практики по делам о ДТП, когда ответственность "перекладывается" с того, кто создал аварийную ситуацию, на того, кем она создана (в результате чего первые получают "индульгенцию" и, фактически, поощряются нарушать дальше). Эти (и другие) меры действительно снизили бы аварийность.
Но это же ДУМАТЬ надо..!
Гораздо проще принять косметические меры в духе карго-культа.
И к тому же, предлагаемая мера опять страдает односторонностью: "бороться за безопасность" предлагается исключительно за счет интересов одной категории участников движения – водителей! Популизм-то (и заигрывание с теми, у кого машины не было, нет и не будет, и кто таким новостям точно порадуется) никто не отменял…
Естественно, уже в силу этого обстоятельства такая мера не только несправедлива, но и бесполезна.
Исходя из изложенного, какой результат мы получим на выходе? Очень простой. Все как ездили, так и будут ездить. Но любое ДТП с пешеходом в неположенном для перехода месте – будет еще проще повесить на "превысившего скорость водителя". Любое ДТП с нагло выезжавшим со второстепенной или не глядя перестраивавшимся – будет еще легче повесить на того, у кого было преимущество, потому что он "превысил скорость".
И так далее...
И чем больше будет таких случаев, тем больше будет таких нарушителей, которые "типа правы" по результатам расследования и судебного рассмотрения дел о ДТП, а значит, с их точки зрения, ТАК МОЖНО! А потом опять будут изобретать ответственность для водителя, который по отношению к создавшему аварийную ситуацию был в своем праве… И так по замкнутому кругу!
Вы хотите получить стада безнаказанных пешеходов даже на проспекте Победы, а также и на магистральных международного значения трассах, и виноватых водителей (исключительно) в наезде на них? Тогда уменьшайте допустимую скорость!
Вы хотите, чтобы поперек Окружной ездил не каждый десятый, а каждый второй? (Как раз не так давно писал о ярчайшем представителе, который пересекал все полосы под углом 90 градусов, и от столкновения с которым еле ушел.) Тогда смело уменьшайте допустимую скорость! Только к борьбе за безопасность движения все это отношения иметь не будет.
Автор: Вадим Володарский
Читайте также: Омелян розповів, де можуть з'явитись перші платні автобани в Україні