Все считали его маленьким, немощным, и давали обидные прозвища. Прошло полвека и стало понятно, насколько он был крут для своего времени. А ведь были люди, которые знали правду еще тогда. Мы нашли отчет о сравнительных испытаниях «горбатого» и нескольких иномарок, датированный 1959-м годом.

Почему-то в среде псевдо-экспертов принято считать, что первая украинская легковушка – «Запорожец» ЗАЗ-965 – была скопирована с итальянского Fiat`а. Об их конструктивной «схожести» мы вскоре напишем отдельную статью, а сегодня можем поговорить об эксплуатационных характеристиках. Причем разговор этот будет совершенно предметным, ведь мы опираемся на конкретные цифры из отчетов НАМИ за 1959 год.

Читайте также: Каким был первый «Запорожец»: пять секретов «горбатого»

Тогда советский Научный авто-моторный институт провел сравнительные испытания восемнадцати зарубежных моделей автомобилей и автомобильчиков. Их итоги были обобщены в отчете для профильных специалистов, который даже был издан небольшим по масштабам страны тиражом. Эта брошюра попала нам в руки, и скажем сразу: в ней мы нашли немало удивительного.

Компоновка ЗАЗ-965 была наиболее рациональной для своего времени

Например, в том далеком 1959 году, когда проходили исследования и испытания иномарок, наш «Запорожец» уже был готов к производству. То есть миф о его копировании не получает подтверждения с первых же страниц документа.
Итак, вот как выглядел наш горбатый «Запорожец» на фоне признанных во всем мире одноклассников: BMW 600, Citroen 2CV, Daf 600, Fiat 500, Fiat 600, Lloyd LP600, NSU Prinz, Trabant P50.

Читайте также: Почему "Запорожец" лучше иномарок

Вместимость

Вопреки стереотипам, «Запорожец» не был тесным. Сравнение с конкурентами показывает, что по классическому показателю – длине салона (от выжатой педали сцепления до жесткой основы спинки заднего сиденья) – «горбатый» является лидером в классе: 1840 мм. У других автомобилей этот показатель лежит в пределах 1640 – 1830 мм. При этом только Fiat 500 заявлен как машина для двух взрослых и двух детей, все остальные официально позиционируются как четырехместные.

Citroen 2CV был крупнее одноклассников по габаритам, но оказался теснее “Запорожца” внутри

Энерговооруженность

Все знают, что «Запик» был хилым и неторопливым – и это неправда! На фоне своих иностранных собратьев это был мощный, самодостаточный автомобиль. Его четырехцилиндровый мотор объемом 0,750 – 0, 890 л развивал в разные годы от 23-х до 30 л.с. В то время как у большинства одноклассников были тщедушные двухцилиндровые движки объемом 425 – 600 «кубиков» и мощностью от 12-ти до 20 «лошадок». У одного только «шестисотого» мощность превышала двадцатисильную отметку: целых 22 л.с.!

Итальянский Fiat 600 почему-то называют прототипом ЗАЗ-965. На самом деле – лишь внешнее сходство передней части

Даже если учесть, что «Запорожец» был на 30 – 160 кг тяжелее большинства своих собратьев (кроме DAF), его энерговооруженность была сначала выше среднего, а затем – и вовсе рекордной. На каждую лошадиную силу у него приходилось 42 – 35 кг полной массы, а с появлением нового 30-сильного мотора каждая запорожская лошадь везла лишь 32 кг. Даже в комплектации с первым, самым слабым мотором у ЗАЗа был третий-четвертый результат в группе, а с 30-сильным он стал безоговорочным лидером. Между тем, у многих партнеров эта цифра близка к 50 кг, а у Citroen – целых 67 кг!

Читайте также: Какие бывают ретроавтомобили: классификация

Немецкая модель NSU Prinz была самой быстрой микролитражкой конца 1950-х, но по многим характеристикам проигрывала “горбатому”

Соответственно, максималку в 90 – 100 км/ч развивал не каждый конкурент, точнее, до “сотни” разгонялся только NSU Prinz, остальные в основном укладывались в показатель 70 – 92 км/ч.
Не имел «Запик» проблем и с тягой: крутящий момент в 5,3 кгм ставит его на первое место в списке сверстников -«стритрейсеров», причем с большим отрывом, поскольку среднее «по палате» значение лишь 4,22 кгм.

Читайте также: Ретрослет «Александрия» на Кировоградщине: выставка и ралли на винтажной технике

Экономичность

В масштабах страны ЗАЗ-965 слыл экономичной машиной, хотя на общеевропейском уровне не все так однозначно. Контрольный расход топлива 5,5 л/100 км – с одной стороны, показатель завидный и по нынешним временам. С другой, некоторые одноклассники потребляли еще меньше: 4,3 – 5,3 л/100 км. Но настоящие «проглоты», такие как Trabant (6,0 л/100 км) и Lloyd (6,13 л/100 км), вывели среднюю цифру расхода по группе в 5,2 л/100 км, от которой «Запорожец» отклонился ненамного, но в невыгодную сторону.

Голландский Daf 600 был массивнее ЗАЗа, но оказался менее вместительным и не таким динамичным, как “Запорожец”

Ресурс

Все испытуемые автомобили в течение 1959 года намотали по дорогам разного качества 25 тысяч километров, что дало испытателям НАМИ богатую статистику касательно надежности и долговечности. Ходовая часть всех иномарок тяжело перенесла такие нагрузки. Уже к половине пробега отмечались поломки поперечных рессор у Fiat`ов, потеря упругости пружин, критический износ шарниров рулевого управления. К концу испытаний ни одна из иномарок не избежала серьезных проблем в ходовой. У «шестисотого» износ не ограничивался деталями подвески – в отчете испытателей 1959 года отмечается, что кузов «итальянцев» деформировался так, что нарушались углы установки колес.

Lloyd LP600 выпускался немецкой компанией Borgward – неторопливый, тесный и прожорливый

В свою очередь, ЗАЗ-965 обладал высокой проходимостью на проселочных дорогах. Также он с более высоким комфортом передвигался по неровностям, что обеспечивалось большими колесами и полностью независимой длинноходной подвеской. Но мы бы не стали относить это к особым преимуществам, поскольку иномарки создавались для одних условий эксплуатации, а ЗАЗ – для других. Что касается выявленных недостатков «Запорожца», то по сравнению с иномарками они проявлялись лишь в обширном перечне регламентых работ: шарниры подвески и рулевого требовали частого шприцевания.

“Запорожец” ЗАЗ-965, поставленный на конвейер в 1960-м, оставил о себе славу доступного и неприхотливого транспорта

Таким образом, по итогам испытаний 1959 года инженерами НАМИ были сделаны выводы о непригодности тех или иных конструкций для современных на то время автомобилей. Одновременно конструкция «Запорожца», оказавшаяся удачнее «иномарочных» решений и готовая на тот момент к производству, получила еще одно одобрение.

Читайте также: Как правильно вложить деньги в ретроавтомобиль