Как мы раньше ездили без зимних шин?

Не менее половины водителей еще помнят времена, когда зимние шины были такой экзотикой, что большинство их даже никогда и не видело. Как же мы раньше ездили без зимней резины?
Как мы раньше ездили без зимних шин?

ФОТО: GettyImages|

Як ми раніше їздили без зимової гуми

logo5 січня 2019, 00:16
logo0
logo0 хв

Эксперты портала Авто24 имеют некоторый опыт зимней езды на ретроавтомобилях, обутых в оригинальные шины конца 1960-х. И впечатления в самом деле тяжелые: например, массовая шина 13-го размера М107 производства Ереванского шинного завода уже при – 50С превращается в почти пластмассовый каток. Не то что на льду, даже на слегка укатанном снегу тронуться с места – целое событие.

Читайте також: Вони не знали слова ТОСОЛ: як їздили взимку наші діди

Это сегодня мы выбираем резину на зиму из десятков моделей, а в прежние времена на одной шестой части суши зимняя шина была одна – АИ-168У “Снежинка”. И то, доступна она была только избранным – спортсмена и водителям спецгаражей, поскольку в 1970-е на всю тогдашнюю огромную страну в год выпускалось несколько тысяч штук этой модели. (Для сравнения: один только белоцерковский завод “Росава” сегодня ежегодно выпускает более 4 млн. шин.)


Отечественная зимняя шина АИ-168У “Снежинка” образца конца 1960-х: хороша в рыхлом снегу, но плохо цепляется за лед. Впрочем, ее можно было ошиповать.

То есть, абсолютное большинство автомобилей круглый год ездило на летней резине. Кстати, это касалось не только советского пространства. В просвещенной Европе повсеместное распространение зимних шин началось в 1960 – 1970-х, когда Nokia и Michelin запустили в массы свои Hakkapeliitta-Kometa и X M+S.
Так как обходились без зимних шин водители той поры? Наверное, многие из нас не раз задумывались об этом, когда изучали ценники на полках с резиной в автомагазинах. Ответ не так уж и прост.

На прикол. Начать с того, что многие автомобилисты без зимних шин не обходились: большинство советских частников ставили автомобили на прикол до весны.Многие автолюбители не ездили зимой: от греха подальше. Профессионалы пренебрежительно называли таких “подснежниками”.

Слишком тяжел был букет зимних трудностей: проблемы запуска, соль на дороге, отсутствие антифризов, да еще “дубовые” колеса в придачу. Тем более, личное авто легко заменял повсеместно распространенный общественный транспорт.

Условия трафика. Те, кто все-таки ездил зимой, находились в равных условиях: обутые в летние шины, все машины скользили и буксовали одинаково. Поэтому транспортный поток оставался все так же равномерным. В отличие от нынешних времен, когда одна машина на летних колесах может создать проблемы для десятков машин на “правильных” зимних шинах.

Читайте також: Чим відрізняються преміум-шини від бюджетних

Человеческий фактор. Факт, что водители середины прошлого века “умели ездить” лучше, чем мы, их нынешние коллеги. Естественно, что ежедневная суровая борьба с зимними неприятностями вырабатывала профессиональные навыки даже у шоферов-любителей (по классификации того времени). Все водители умели выходить из заноса, тормозить, не пользуясь тормозной педалью, трогаться со второй передачи и двигаться по гололеду “внатяжку”. Без преувеличения, это был просто вопрос выживания.

Спецсредства. Те, кому приходилось ежедневно в любую погоду проезжать десятки, а то и сотни километров, использовали цепи на ведущих колесах. Это могли быть или буквально цепи, на которых держат дворовых собак, или самодельные браслеты из мотоциклетных цепей, прикрученные поверх летних шин и заменяющие на них и шипы, и ламели, и широкие канавки протектора.

Сегодня цепи нужно одевать при поездках в горных районах, но в былые времена с таким оснащением ездили и по городским улицам – поверх летней резины.

Машины с такими девайсами можно было видеть на наших улицах еще в конце 1980-х – начале 90-х, хотя сегодня они знакомы разве что любителям зимнего отдыха в Карпатах, Альпах, Татрах и прочих горных регионах.

Не “лето”. На самом деле, при отсутствии в стране массовой зимней резины не все модели шин были летними – ближе к 1980-м многие модели стали всесезонными. То есть такими, что в какой-то мере отвечали требованиям зимней эксплуатации. Более того, даже не объявленная официально всесезонной покрышка ИЯ-170 (для ВАЗ-2103 и -2106) образца 1972 года несла явные признаки “зимы” – ламели на шашках протектора и широкие канавки для отвода воды и снежной каши. Понятно, что в какой-то мере это облегчало езду зимой.

Цепи на колесах не позволяют развивать высокую скорость на чистой от снега дороге, но в прошлом веке у водителей были другие приоритеты.

Таким образом мы вспомнили, как мы раньше ездили без зимней резины: никакого волшебства. Отчасти – недооценка прошлого, отчасти – реальность своего времени, и наконец, малая толика высокого водительского мастерства. Наверное, еще через полвека нынешних молодых водителей тоже спросят: как вы обходились без нормальной резины? И им тоже будет что ответить…

Читайте також: Як їздити взимку на літній гумі