ФОТО: 24 Канал|
Сокращаем расходы на топливо
Привести расходы на топливо к некому минимальному уровню мечтает каждый. И горячие сторонники газа, агитируя за установку ГБО, обещают, что переоборудование окупиться за несколько месяцев.
С другой стороны, апологеты "чистого" бензина пугают всех целой серией неприятностей, которые якобы навлечет на автомобиль и его владельца газотопливная система. Рассмотрим каждую такую "страшилку" в деталях.
Читайте также: Снижаем расходы на топливо: 7 причин для установки ГБО
Миф 1-й: Низкая рентабельность
Неправда. Хотя понятия о том, что такое высокая и низкая рентабельность, у каждого свои. В среднем расходы на топливо снижаются примерно в два раза, и приблизительные расчеты таковы. Цена на сжиженный газ пропан-бутан зависит от сезона, большую часть года она вдвое ниже цены бензина А-95, но бывают периоды, когда газ оказывается дешевле бензина втрое!
Но с другой стороны, расход газа примерно на 10 – 15% больше, чем бензина, так что среднегодовую экономию можно принимать на уровне 40 – 50%. Как быстро окупятся затраты на установку ГБО, можно рассчитать на специализированных сайтах-калькуляторах.
При расчетах не забывайте учитывать расходы на обслуживание газовых компонентов. Современные газотопливные системы не менее надежны, чем любые штатные узлы автомобиля, поэтому брать в расчет стоит лишь регулярные (обычно каждые 10 тыс. км) слив конденсата и замену двух фильтров – жидкой и газоообразной фракций газа.
В некоторых устаревших комплектах ГБО может понадобиться чистка форсунок, демонтаж которых несложен.
Читайте также: Как найти хорошего механика автосервиса: итоги конкурса профессионалов
Стоит отметить, что многое в вопросе окупаемости зависит от правильности установки и настройки газовой системы питания.
Поэтому монтировать газовое оборудование на машину рекомендуется в серьезных мастерских, которые специализируются именно на этом виде работ.
Современное ГБО требует обслуживания и ремонта не чаще, чем штатные узлы и агрегаты автомобиля.
Миф 2-й: Может взорваться
Может, но только после бензина – пары бензина более взрывоопасны, чем сжиженный пропан-бутан. И даже в случае нештатных ситуаций газовое топливо не представляет большей опасности, чем бензин. Хотя бы потому, что баллон для пропана, созданный под давление 16 атм, в разы прочнее пластикового или «жестяного» бензобака, так что даже при ДТП разрушение баллона маловероятно.
Кроме того, газовый баллон соединен с двигателем (точнее, с редуктором) не напрямую, а через аварийный клапан, который перекрывает выход газа через поврежденный трубопровод, случись его разгерметизация. И наконец, в баллоне имеется клапан избыточного давления, он сбросит нарастающее давление газа просто в окружающую среду, чтобы предотвратить саморазрушение баллона, например, при нагреве в случае пожара.
Незначительная (неаварийная) утечка газа через ту или иную неплотность будет в первые же секунды замечена водителем, поскольку в пропан-бутан добавляются специальные отдушки. Взрывоопасная концентрация газа в подкапотном пространстве может образоваться только за 5 – 10 минут. А бензин в похожей ситуации готов вспыхнуть моментально, буквально в ту же секунду, когда покажется наружу из поврежденного бензобака или трубопровода.
Миф 3-й: Вредно для мотора
Чаще всего это не так. Более того, применительно к абсолютному большинству моделей можно сказать обратное – газ помогает продлить ресурс двигателя. Поскольку он, в отличие от бензина, не смывает со стенок цилиндров масло, и поршневые кольца не работают по ним "всухую".
Кроме того, газ исключает возникновение детонации в двигателе, поскольку имеет высокое октановое число (100 – 110 единиц), и это снижает ударные нагрузки на цилиндро-поршневую группу. Наконец, в газе нет нежелательных примесей, которые, сокращают срок службы масла, датчиков кислорода, катализатора и свечей.
Читайте также: Только для "своих": в Киеве провели закрытую выставку автосервиса
Впрочем, есть несколько моделей двигателей, которые "не любят" газ. Они тяжело переносят тот факт, что их клапана не охлаждаются и не смазываются бензином – газ эти функции исполняет хуже. Такие моторы тоже переводят на газ, но приходится дополнительно устанавливать систему подачи в коллектор специальной смазки. Если вы собрались проводить установку ГБО в серьезной компании, ее специалисты должны заранее проинформировать вас о той или иной особенности мотора.
Чем больше объем двигателя, тем больше денег сэкономит владелец при переводе машины на газ.
Чтобы полностью завершить тему вреда и пользы для мотора, нельзя не упомянуть еще один нюанс. На моторах без гидрокомпенсаторов, работающих на газе, нужно чаще обычного контролировать зазоры в приводе клапанов. Поскольку из-за более длительной фазы горения газо-воздушной смеси выпускные клапаны нагреваются сильнее обычного, и зазоры "уходят" до срока.
Миф 4-й: Занимает весь багажник
Это неправда, желание сократить расходы на топливо не означает отказ от багажника. Иногда баллон для пропан-бутана размещают снизу под задней частью кузова, чаще – в багажнике, но занимает его не полностью. Тем более, что к счастью, баллоны существуют в нескольких типоразмерах, цилиндрических и тороидальных.
Так что при желании почти всегда можно пристроить баллон так, чтобы он минимально мешал перевозке багажа. Тороидальный "бублик" кладут в подполье вместо "запаски", а ее часто заменяют компактной "докаткой" или отказываются от запасного колеса вообще. Маленький цилиндрический баллон иногда помещается в боковую нишу багажника (в крыло).
Читайте также: Какие гибридные автомобили больше нравится украинцам: интересная статистика
Миф 5-й: Запах газа
Исправный автомобиль газом не пахнет. Собственно, ароматизатор и добавляют в пропан-бутановую смесь, не имеющую запаха, для того, чтобы любое нарушение герметичности было заметным и стало поводом для обращения на СТО. Даже если запах газа идет из выхлопной трубы, это ненормально – значит, топливо сгорает не полностью, имеет место его перерасход и систему питания нужно регулировать.