Украина перейдет на электромобили до 2030 года. Народные депутаты хотят прописать это на уровне закона. Для перехода создадут все условия. "Зеленые" авто освободят от еще одного налога и упростят установку электрозарядок.
Читайте также: "Богдан" разработал новый электробус и начинает его серийное производство
Украина уже в десятке лидеров
Число электромобилей в Украине растет так быстро, что по этому показателю мы в десятке стран-лидеров. Всего в Украине зарегистрировано почти 27 тыс. "зеленых" авто. Из них более 7 тыс. украинцы купили за этот год. Для сравнения, в прошлом году купили 5,3 тыс. электрокаров – вдвое больше, чем в 2017 году. Росту продаж способствовала отмена таможенных пошлин и налогов на ввоз электромобилей.
Но пока общее число электромобилей в стране невелико. Доля электрических машин в продажах составляет всего 3-3,2%. Для сравнения, в Норвегии половина купленных авто – электрокары.
Читайте также: Дубинский рассказал о своем уникальном "волке" – Mercedez Benz W124 6.2 AMG
Однако, через пять лет в Украине уже будет 246 тыс. авто с электродвигателем, прогнозируют аналитики IRS Group. Темпы продаж электромобилей продолжат расти за счет "обнуления" налогов. Льготное растаможивание будет действовать до 2021 года. Украинцы могут ввозить электромобили и не платить ни копейки за растаможку, не надо платить НДС и акцизный сбор – 1 евро за каждый кВт емкости аккумулятора. Пошлину в 10% парламент отменил еще в 2015 году. Остается только сбор в пенсионный фонд – 4,8%, его платят при регистрации авто. Есть большая вероятность, что и этот сбор отменят.
Еще меньше налогов и больше льгот
Через десять лет Украина должна перейти на электромобили. Депутаты прописали это в проекте закона №2532.
"С целью сохранения окружающей среды, выполнения международных обязательств по уменьшению выбросов в атмосферу, улучшению экологического состояния в городах, а также уменьшению зависимости экономики от импорта нефти и нефтепродуктов, государство определяет своим приоритетом переход на электрический автомобильный транспорт до 1 января 2030 года", – говорится в одном из пунктов проекта.
Что изменит законопроект:
- до 31 декабря 2022 года отменяется пенсионный сбор при регистрации электромобиля;
- до 31 декабря 2024 года электромобили с зелеными номерными знаками смогут ездить по полосе общественного транспорта;
Кабмин должен разработать госпрограмму по льготному кредитованию и страхованию на покупку электромобиля. Также правительству поручается создать программу по развитию украинских производителей электрокаров, производства и утилизации аккумуляторных батарей.
Зарядные станции не выгодны бизнесу
Большая часть пунктов проекта касается зарядных станций для электромобилей. На сегодня в Украине насчитывается 2054 зарядные станции с 4069 точками подключения, посчитал сервис PlugShare. Для сравнения в 2014 году в Украине было всего 35 зарядных станций всех типов. На одну зарядную станцию в стране приходится семь электромобилей (примерно 3,5 на каждую зарядную точку). Это можно сравнить с показателями стран Европы.
Читайте также: "Евробляхеры" готовят акцию протеста на 17 декабря
Но 95% зарядок в Украине – это медленные станции переменного тока, говорит Игорь Ковалев, руководитель направления YASNO E-mobility. Время зарядки на них исчисляется часами. Большинство станций расположены в крупных городах. Дефицит мощности электросетей на трассах и невысокий спрос со стороны владельцев электрокаров затрудняют развитие инфраструктуры между крупными городами.
Подключать новые зарядные станции сложно из-за бюрократии. "Сфера практически не урегулирована. Для подключения зарядных станций больше работают личные связи, чем прописанный механизм. Подключить зарядную станцию сложно: нужно делать проект, выводить точку подключения, даже если речь идет о станции малой мощности", – отмечает Александр Кравцов, директор компании Electrocars.
Но самая большая проблема – они невыгодны бизнесу, говорит Артем Коломоец, менеджер по продажам компании E-Line, которая производит станции зарядки электромобилей.
"Даже несмотря на то, что электромобилей становится больше, процент электромобилей невысокий. Наличие зарядной станции может быть дополнительным маркетинговым ходом для ресторанов, жилых комплексов, парковок, чтобы привлекать дополнительных клиентов. Но именно зарабатывать на этом рано", – говорит Артем Коломоец.
Большую часть сложностей должен решить проект закона:
- до 31 декабря 2024 года операторам зарядных станций не нужно получать лицензию;
- до 31 декабря 2022 года не нужно будет платить за подключение и выделение мощностей для операторов автомобильных зарядных станций;
- к элементам благоустройства добавятся токоприемники подключения электромобилей к сети внешнего освещения и наружной рекламы;
- новые автозаправки, которые строятся по городам, должны быть оборудованы зарядными станциями.
"Проект закона дает больше преференций скоростным станциям заряда. Они создают нагрузку на мощность. В городах должны быть льготы для всех зарядных станций, которые не перегрузят энергетику района, обеспечат эффективное и экономное для автомобиля потребление. Не нужно забывать о медленных зарядных станциях в городах", – говорит Александр Кравцов.
Если электромобилей станет больше, то продажи бензина упадут. А акциз с топлива направляется в Дорожный фонд. Чтобы дороги не остались без финансирования, введут новый налог. Это предусмотрено законопроектом №2532. С 1 января 2025 года налог будет взиматься с деятельности операторов зарядных станций. Сбор будет начисляться по объему потребленной энергии.
Читайте также: Дешевое растаможивание в обмен на техосмотр: что предлагает автомобилистам новая власть
Реально ли Украине перейти на електромобили
Переориентация на электромобили – глобальный тренд. Ряд стран мира уже заявили, что откажутся от продаж машин с двигателем внутреннего сгорания через 10-25 лет. Норвегия собирается перейти на электромобили уже к 2025 году. Германия вовсе предлагает запретить авто с ДВС во всем Евросоюзе с 2030 года. Великобритания планирует сделать это в 2032-м, Индия – в 2030-м, а Франция – в 2040-м. Да и сами автопроизводители стали ориентироваться на производство гибридов и электромобилей. В частности, это связано со все большим усилением требований к количеству выбросов автомобилями.
"За пять лет в Украине произошла электромобильная революция. Люди понимают, что электромобили выгодны. Электрокар становится больше и они все разнообразнее. А зарядных станций сейчас у нас больше, чем в любой соседней стране. За десять лет Украина может прийти к тому, чтобы все продажи частного транспорта составляли электромобили. Это вполне реально", – считает Александр Кравцов.
Важно, чтобы при попытках урегулировать ряд актуальных для рынка электромобилей вопросов не вводились регуляторные барьеры, говорит Игорь Ковалев. Так, законопроект предусматривает, что с 2025 года деятельность электрозарядок может стать лицензированной.
"Европейская же практика исходит из того, что зарядка электромобилей является услугой и, соответственно, не регулируется, как поставка электроэнергии. А зарядная станция является конечным потребителем электроэнергии, соответственно, не является субъектом, который может поставлять электроэнергию. Например, в той же директиве ЕС 2014/94/EU Аlternative Fuels Infrastructure (AFI) Directive зарядка электромобиля называется services to customers, то есть услугой. В п. 8 статьи 4 Директивы указывается, что операторы зарядных станций должны иметь возможность покупать электроэнергию у любого поставщика электроэнергии, а не трейдера, как это было бы, если бы электроэнергию перепродавали", – отмечает Игорь Ковалев.
Создание новых административных барьеров может привести к замедлению развития рынка электромобилей и соответственно сделать их менее доступными для широкой аудитории пользователей.
Читайте также: Возвращение техосмотра: что нужно знать о "катализаторе"