Если есть гибридные автомобили, то почему не быть гибридным велосипедам? И они появились – хотя на самом деле представляют собой совсем не то, что мы привыкли понимать под этим словом.
Что в нашем, автомобильном, понимании означает слово гибрид? Конечно, авто с особой, сдвоенной силовой установкой, совмещающей преимущества двух типов двигателей. Но гибридным велосипедом почему-то назвали велик, совмещающий качества дорожной и горной моделей.
Внешне велосипед с электроприводом можно отличить по наличию батареи и более массивной ступице одного из колес или каретке.
Читайте также: На украинских дорогах велодорожки станут обязательными
Автомобилист назвал бы такой транспорт, совмещающий два назначения, кроссовером, но мы о другом: велосипеды с гибридной «силовой установкой» тоже существуют! Иногда знатоки называют их почти также – велогибриды, и вот о них мы сегодня и поговорим. (Отметим, что путаницы этому вопросу добавляет тот факт, что велогибридами часто называют и обыкновенные дешевые электровелосипеды).
Как и автомобиль-гибрид, велосипед-гибрид совмещает традиционный привод с электрическим. И если с электрическим все понятно, то традиционным у велогибрида выступает не ДВС, а пара обыкновенных педалей. Каким же образом взаимодействуют они и электродвигатель?
Чаще всего электродвигатель встраивают прямо в ступицу колеса, но это подходит только для моторов невысокой мощности
Главное отличие велосипеда с гибридным приводом от электрического велосипеда в том, что гибрид не просто приводит в действие одно из колес велика. Гибридный велопривод помогает человеку только тогда, когда он сам крутит педали. И чем активнее он крутит, тем активнее помощь электричества. Такая вот гибридная хитрость, не дающая человеку полностью расслабиться.
Читайте также: Готовим кондиционер к лету
Собственно, все правильно: сегодня многие из нас используют велосипед как спортивный снаряд и способ тренировать организм, а какая же будет тренировка, если велосипед поедет сам, на одном только электричестве? Поэтому и ценят велосипеды с гибридным приводом в развитых странах, где граждане много думают об экологии, о здоровье, и имеют средства на недешевые снаряды для его поддержания в надлежащем состоянии. А стоит фирменный велогибрид немало – порядка 3000 евро.
Касаемо конструкции, велогибрид мало чем отличается от обычного велосипеда с заводским комплектом электропривода. Тот же связанный с задним колесом электромотор, та же аккумуляторная батарея, ручка управления тягой мотоциклетного типа, но… Кроме двух режимов движения – чисто мускульного и чисто электрического – есть третий, иногда называемый «Помощник» (assistant). Когда он активирован, вам все равно приходится крутить педали, но делать это намного легче, поскольку электропривод помогает вам.
Приводы для электробайков разрабатывают в числе прочих и компании автомобильного профиля. На фото готовый вариант гибридного привода, размещаемый на месте каретки
Интересно, что степень помощи зависит от того, насколько старательно человек давит на педали сам. Чем активнее налегаешь на педали – тем активнее помогает тебе электричество. Если прилагаемое к педалям усилие ослабевает, ослабевает и сила тяги на ведущем колесе. За такое дозирование усилия отвечает специальный датчик, спрятанный в каретке. Интенсивность помощи иногда можно регулировать переключателем, который предлагает несколько уровней.
Читайте также: Prodrive Hummingbird – электрический складывающийся велосипед весом в 10 кг
Естественно, в режиме «Помощник» электробайк проезжает на одной зарядке больше, чем в режиме чистой электротяги. Средняя цифра составляет 30 – 60 км. Пробег зависит от емкости батареи, в среднем это порядка 5 - 10 Ач, а модели емкостью 25 – 30 Ач дают возможность проехать до 80 км. Максимальная скорость электровелика – от 40 до 60 км/ч, хотя есть модели, развивающие и 100 км/ч.
Один из вариантов размещения велоаккумулятора – под багажником. Внизу виден встроенный в ступицу электродвигатель
На гибридном электровелосипеде фабричного производства электромотор может быть размещен в разных местах: в ступице колеса (переднего, заднего или обоих), или около каретки. Батарея иногда уложена под багажником, иногда крепится к раме. Удобно, когда аккумулятор съемный – тогда его можно забирать домой или в офис для подзарядки, да и с точки зрения защиты от злоумышленников так будет надежнее.
Из-за большей массы поднимать велогибрид на бордюр или ступеньки лестницы значительно труднее, тем более женщинам
Пожалуй, единственный серьезный недостаток электровелосипеда (кроме высокой цены, естественно) – его значительная масса, составляющая в среднем 25 – 30 кг. А ведь такой транспорт, несмотря на привод, по назначению остается велосипедом: его часто бывает нужно поднять на бордюр, занести по ступенькам, перекатить через иное препятствие. Но тут ничего не поделаешь, такова сплата за динамику и комфортность передвиженния.
Читайте также: Yamaha представила новую линейку электровелосипедов