Из-за госрегулирования цен на горючее Украина потеряла сотни миллионов долларов

23 мая 2022

Государственное регулирование цен на горючее стоило Украине невероятной суммы. По подсчетам одного из экономистов, потери уже достигли 800 миллионов долларов и продолжают увеличиваться.

Чиновники ввели регулирование цен на горючее еще до войны. Но в военное время такой механизм оказался огромной ошибкой, приведшей к катастрофе – горючее исчезло из заправок.

Читайте также: 73% АЗС продают горючее по завышенной цене

Частично отказаться от госрегулирования чиновники смогли лишь 17 мая, а глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетьманцев признал, что "государство ошиблось".

Украинский экономист Ярослав Романчук подсчитал, что государственное регулирование топливного рынка Украины обошлось украинцам примерно в 800 миллионов долларов убытка. Подсчет экономист выложил на своей странице в Facebook.

Ажиотаж был ожидаемым

По словам Романчука, очереди на заправках были ожидаемыми и объяснялись игнорированием государством базовых экономических законов.

"Ссылаясь на тысячелетний опыт борьбы с инфляцией, он не переходит в ручной режим регулирования цен, потому что рост цен – это не причина, а следствие. Административное регулирование цен на топливо в Украине привело к сокращению его предложения на заправках. Был разрушен баланс спроса и предложения. При неизменном и растущем по сравнению с первыми месяцами войны спросом сокращение предложения стало причиной резкого увеличения очередей на заправках", — пишет эксперт.

Последующие события были абсолютно предсказуемы, отмечает Романчук, девальвация гривны, инфляция, подорожание нефти, рост расходов на поставку топлива – все эти факторы требуют гибкой реакции продавцов на розничную цену. Если легальным продавцам ограничивать свободу формирования цены, то согласно законам экономики предложение с их стороны будет сокращаться. Чем больше будет разрыв между свободной и регулируемой ценой, тем меньше будет предложение на легальных заправках, тем больше размер "серого" рынка топлива.

Как отмечает эксперт, следствием госрегулирования стали очереди, в которых автовладелец вынужден проводить в среднем 3 часа, заправляясь раз в трое суток, а также появление серого "рынка топлива" с ценой 70 гривен, что на 30 гривен дороже "белого".

Экономист вывел формулу, позволяющую учесть убытки от сложившейся ситуации, согласно которой ежесуточно в Украине заправляются примерно 1,5 млн авто из 4,5 млн, предположительно оставшихся в стране.

При средней оценке рабочего часа в 8 долларов, 3-часовой продолжительности очереди и 1,5 млн авто на заправках в сутки, в день убытки от очередей составляют 36 млн дол.

По другой методике учитывается сумма переплаты за бензин на "сером рынке" – 30 гривен за литр, умноженные на 1,5 млн авто, и полный бак объемом 50 литров дают в сутки 66 миллионов долларов.

С учетом применяемого коэффициента 0,5, предложенного Ярославом Романчуком, убытки от госрегулирования составили около 800 миллионов долларов в месяц.

Нехватка бензина породила не только "серый рынок" по его продаже, но и новые схемы мошенничества, правда, по признанию трейдеров, даже отмена госрегулирования не приведет к исчезновению дефицита. В лучшем случае через месяц удастся избавиться от допущенных чиновниками ошибок.