Коробка-автомат классического типа – во многом лучший вариант из всех автоматических трансмиссий. Но она же – одна из самых дорогих в ремонте. Между тем, часто водители сокращают век "автомата" исключительно своими действиями.
Классический гидромеханический “автомат” не только облегчает управление машиной, по сравнению с механикой он более бережно относится к двигателю и приводам трансмиссии. Но когда наступает необходимость ремонта, водителя ждут неприятные моменты ознакомления со счетами на работу и запчасти.
Автоматы последних поколений несколько сложнее моделей начала 2000-х. При этом они более чувствительны к нагрузкам.
Между тем, во время пользования машиной с "автоматом" мы часто делаем много такого, что ускоряет износ коробки. “Авто 24” предлагает подборку действий, которые, мягко говоря, не полезны для современной автоматической коробки передач классического типа.
Читайте также: Какая коробка передач лучше – робот или традиционный “автомат”
Мало у кого из водителей есть культура прогрева коробки-”автомата”, хотя в мороз это очень желательно. Между тем в холодном агрегате (до 50о – 90оС) преждевременно изнашиваются резиновые уплотнители гидроблока, сальники валов и клапаны. Чтобы прогреть агрегат в мороз, нужно включить селектор в положение D и в течение минуты-двух при заведенном двигателе удерживать машину тормозами на месте. Затем повторить то же в положении селектора R. Двигаться на непрогретой до рабочей температуры коробке нужно плавно, без энергичных ускорений.
Торопясь при маневрах, водители нередко переключают режим D (движение вперед) на режим R (движение назад) или Р (парковка), когда автомобиль еще не остановился. Даже если машина едва катится, такие действия могут привести к ускоренному износу деталей коробки – сначала механизма блокировки вала, а затем и клапанов гидравлики, пострадавших от металлической стружки, попавшей в масло. Переключать селектор АКП нужно только когда машина стоит.
Автоматические коробки настолько сложны, что их часто ремонтируют не на СТО, а на специализированных предприятиях.
В положение Р (парковка) коробку лучше переводить только после того, как вы затянули стояночный тормоз. И так же выходить из P лучше до снятия с "ручника". Это особенно важно при стоянке на улице с крутым подъемом (спуском). Если игнорировать это правило, ждите последствий: преждевременный выход из строя режима Р, электрооборудования АКП, а если особенно "повезет", то стружка в масле (от поврежденной муфты блокировки) ускорит выход из строя других систем.
Читайте также: Как ездить по снегу с автоматом: 5 советов
Современные АКП очень не любят динамичных разгонов в стиле кик-даун. Стираются и подгорают фрикционы, греется и деградирует рабочая жидкость, быстро стареют пластиковые детали, страдает механизм блокировки гидротрансформатора.
Буксование в снегу и в грязи не любит любой "автомат", поскольку ему непросто выбрать правильную передачу в таких условиях, да и порядок охлаждения нарушается.
Буксование на машине с АКП следует избегать. Но если уж придется “раскачиваться”, переключать селектор с D на R и наоборот нужно через небольшую паузу.
Но все угрозы буксировки удваиваются, если водитель пытается использовать так называемую "раскачку". Этот прием, эффективный для выезда колес из лунки, подразумевает быструю, мгновенную смену режимов D и R. А это чрезмерно нагружает практически все системы АКП, причем настолько, что она может выйти из строя прямо на месте.
У автомобилей с "автоматом" особые отношения с буксировкой. Во-первых, они сами не любят ездить на тросе, поскольку коробка не получает должной смазки и греется со всеми нежелательными последствиями. И во-вторых, не все машины с АКП без последствий переносят работу в режиме тягача.
Сразу АКП при буксировке тяжелого прицепа не сломается, но во многих моделях некоторые ее составляющие резко состарятся, в первую очередь фрикционы. Поэтому прежде чем взять кого-нибудь на буксир, почитайте заводской мануал или посоветуйтесь с инженерами вашего дилерского центра – с какими оговорками это можно делать и стоит ли делать вообще.
За все приходится платить, и не только деньгами. За удобства при пользовании автоматической коробкой передач когда-то приходилось расплачиваться повышенным расходом топлива, а теперь – повышенной осторожностью при управлении. Если это вас немного напрягает, можно игнорировать все советы и просто приготовить деньги. И когда коробка "кончится", быстренько отвести ее в ремонт. Или вовремя продать машину, хотя это тоже в конце концов приведет к потере денег.