Как правильно ехать по ямам, нужна знать в первую очередь тем, кто много путешествует по загородным дорогам. В городах ям не меньше, но тут они не столь опасны.
Зная, как правильно ехать по ямам, можно прежде всего уберечь свою машину от повреждений, а себя – от травм в случае ДТП, вызванного разрушением подвески. Наверное, кто-то также постарается использовать свое знание для движения по разбитым дорогам с более высокой скоростью, но мы не советуем этого делать.
Читайте также: Как выбрать шиномонтаж: 5 примет опасного сервиса
Давно известно, что в нашей стране весной сходит не только снег, но и асфальт – так уж устроен этот мир. После зимы ям бывает особенно много, и особое коварство их в том, что расположены они бессистемно, то есть там, где не ждешь – например, на ровных и гладких участках шоссе с новым асфальтом. Другая беда в том, что на таяние снега дорожники реагируют не очень быстро, и какое-то время незаделанными остаются даже смертельно опасные провалы на асфальте.
Залитые водой ямы нужно преодолевать с особой аккуратностью, ведь глубина их неизвестна.
При глубине более 20 см они помещают в себе колесо легковушки как раз по ступицу. При встрече с грубыми острыми краями таких колдобин шина получает несовместимые с жизнью повреждения. С чуть меньшей вероятностью разрушаются детали подвески – гнутся рычаги, рассыпаются шарниры. И соответственно, водитель в одно мгновенье теряет контроль над машиной.
Самое острое зрение и безупречная реакция тут не всегда помогут, ведь во многих случаях россыпи ям занимают проезжую часть на всю ширину. Поэтому глобальный совет, самый действенный и доступный по реализации, таков: меньше скорость. Но не каждый готов ползти со скоростью черепахи по вроде бы ровным (хотя и до поры до времени) участкам вполне современного шоссе – и мы, люди ХХI века, и наши автомобили все-таки предназначены для другого. Поэтому мы подготовили несколько советов, выстраданных на основе коллективного опыта автомобильных журналистов нескольких поколений.
1. Скорость. Чем медленнее вы будете ехать, тем больше вероятность не пострадать от ям. И увидеть их можно с большего расстояния, и времени (дистанции) на торможение и маневр будет больше.
Особая опасность наших дорог в том, что ямы можно встретить как на старых изношенных участках, так и на новых, где все обычно едут быстро.
2. Ноль внимания на гонщиков. Не обращайте внимания на тех, кто лихо обгоняет вас, когда вы крадетесь по подозрительному с точки зрения качества дороги участку. У этих «шумахеров» могут быть колеса покрепче, денег побольше, или ума, извините, поменьше. Возможно, это наемный водитель на чужой машине, которому не жалко ни колес, ни подвески, возможно, это местный житель, знающий на участке «каждую мель». В любом случае, равняться на незнакомых людей не стоит.
3. Выбирайте яму поменьше. Если вы вдруг оказались «глаза в глаза» с огромным скопищем ям, простирающихся от обочины до обочины, и у вас нет места, чтобы погасить скорость до безопасной, не ищите лихорадочно взглядом «мостики» ровного асфальта для каждого своего колеса. Это одна из распространенных ошибок начинающих покорителей колдобин. А вы попробуйте выбрать яму меньшей, неопасной глубины, и через нее преодолевайте внезапно возникшую «полосу препятствий».
Читайте также: Заміна зимових шин на літні – коли найкраще і чому
4. Не тормозить на ямах. Как ни тяжело психологически отпустить педаль тормоза при «влете» в яму, это нужно сделать. Иначе будет еще хуже: при сжатых в торможении пружинах передней подвески да при массе машины, перенесенной силами инерции на них контакт колес с рваным асфальтом гарантированно приведет к аварийному разрушению чего-либо в автомобиле.
5. На прямых колесах. Если вы сходу въезжаете в приличную яму, постарайтесь, чтобы это было при прямолинейном движении машины. Иначе на колесо и подвеску придется крайне нежелательная нагрузка.
Асфальтовые волны страшны по-своему: на них не так часто повреждают колеса, но о них можно разнести картер двигателя или агрегатов трансмиссии.
6. Пропусти «гонщика». Если вас обгоняют во время движения по разбитому или похожему на него участку, сразу начинайте тормозить. Ведь автомобиль слева лишает вас возможности маневра на случай опасной колдобины впереди. Тем более, что многие обгоняющие в таких условиях не способны завершить свой маневр быстро, и обгон может затянуться на сотни и сотни метров.
7. Две запаски. Отправляясь в дальнюю дорогу (конечно, если у вас не «Хаммер и не УАЗ), берите с собой две «запаски». Ведь при встрече с огромной ямой на скорости часто страдают оба колеса одного борта – и тогда продолжение движения превращается в большую проблему, особенно ночью, когда помощи ждать неоткуда.
Читайте также: Чим відрізняються преміум-шини від бюджетних
8. Не надо пижониться. Если вы часто ездите по плохим дорогам и на большие расстояния, откажитесь от модных низкопрофильных шин и поставьте колеса с минимально возможным для вашей машины посадочным диаметром шин.
9. Маршрут. Перед каждой поездкой на дальнее расстояние сегодня есть смысл проверить состояние дороги через интернет и возможно, спланировать объезд. На некоторых сайтах есть форумы, где автомобилисты делятся свежими впечатлениями о поездках по тем или иным дорогам. Поскольку единой системы ухода за автотрассами в Украине нет, и власти каждой области решают вопрос по своему усмотрению, ситуация с состоянием транспортных коридоров даже межрегионального значения постоянно меняется. Где-то уже успели сделать ямочный ремонт (например, на Кировоградщине, в Черновицкой и Тернопольской областях), где-то засыпали щебнем самые жуткие ямы (Черкасская область по состоянию на первые числа апреля), а где-то стратегическая дорога (скажем, Николаев – Кировоград) продолжает превращаться в танковый полигон.
10. А может, кроссовер? Возможно, для вашего режима эксплуатации нужна не обычная легковушка, а внедорожник или кроссовер? Не обязательно с полным приводом, но с большими колесами и энергоемкой подвеской. Они позволят не бояться большинства ям и поддерживать относительно высокую среднюю скорость движения. На рынке предостаточно моделей подобного толка, и цены на многие вполне демократичны, в особенности если мы говорим о сегменте подержанных автомобилей.
Если яма глубже 20 см, попав в нее на скорости, автомобиль наверняка получит аварийные повреждения – разбитое колесо или разрушенную подвеску.
Увы, даже зная, как правильно ехать по ямам, в данный период вы не можете получить от кого-либо гарантий, что путешествие по незнакомой дороге закончится успешно. Поэтому обязательно подстраховывайтесь перед дальней дорогой: две запаски, чуть больше обычного наличных, заряженный телефон, и надежный товарищ, который сможет бросить все и отозваться на ваш призыв о помощи.
Читайте также: Продовжуємо життя гуми: як краще готувати літні шини до сезону