По итогам первого полугодия 2024 года легковушки с гибридными силовыми установками заняли долю 17,4% на рынке новых машин, и едва заметные 1,9% на вторичном рынке. Это значительно меньше, чем в развитых странах мира. Будут ли гибриды столь же популярными у нас?
На вторичном рынке доля легковушек с гибридными силовыми установками едва заметна –всего 2%. Другое дело с новыми – в Институте исследований авторынка заметили стабильный рост доли "гибридов". Хотя будто бы большинство автопроизводителей постепенно отказываются от гибридных технологий в пользу электромобилей?
Также интересно какие электромобили лидировали в продажах в Украине за последние 10 лет
В обеих частях рынка, как новых, так и подержанных авто, лидирует Toyota. Более 10% в новых сейчас только у Nissan, в то время, как на вторичном рынке второе место у "гибридных" автомобилей Ford. Другие – в меньшинстве.
Выглядит так, что если бы забрать с рынка Toyota, фактическая доля гибридных авто стала бы такой мизерной, что ее было бы трудно заметить среди всех остальных, и терялся бы смысл выделять этот сегмент как самостоятельный.
Округленное количество доступных моделей (всех, за первое полугодие 2024 года) составляет около 480 вариантов. Из них "гибридных" – 120. На вторичном рынке присутствуют более 2000 различных моделей, из которых гибридные силовые установки есть у 230 легковушек.
При этом стоит отметить, что количественное присутствие не тождественно качественному – какая-то из моделей может быть представлена несколькими автомобилями, и не обязательно в надлежащем техническом состоянии или по приемлемой цене. То есть фактический выбор, особенно среди машин с пробегом, еще меньше.
Цена: один из самых популярных кроссоверов в сегменте новых авто, Toyota RAV4, с бензиновым двигателем сейчас стоит от $30 тыс. За HEV-версию придется доплатить еще $5,5 тыс., или, если перевести это в литры бензина, это более 4 тыс. литров А-95. Чего при среднестатистических 15 тыс. км в год и среднем (округленном и приближенном к реальному) потреблении в 10 л/100 км хватит на 2,7 года.
А если учесть что и "гибрид" требует горючего, пусть вдвое меньше, 5 л/100 км, тогда время окупаемости дополнительной цены растет, соответственно, вдвое, до более 5 лет, что дальше, чем гарантийный срок и среднее время пребывания авто в руках первого владельца. Конечно, цена "гибрида" на вторичном рынке тоже будет выше, однако когда все разложить в числах, экономия не столь впечатляет.
На "вторичке" ситуация следующая: легковушки группы HEV дороже аналогичных бензиновых версий на около 30%, подзаряжаемые PHEV - на 50%. Можно тоже провести расчеты по потенциальной экономии и определения времени окупаемости, однако уже понятно, что не все настолько экономно, как того бы хотелось в теории.
Третий вопрос по цене будет касаться покупательной способности украинцев. На следующей диаграмме (без сохранения пропорции по фактическому количеству - ибо в противном случае столбцы с "гибридами" становятся незаметными) видно, что масс-маркет вторичного рынка находится в диапазоне от $2 до $9 тыс., и как раз на верхней границе масс-маркета начинается предложение с гибридными подержанными легковушками. Добавляем сюда расчет "время-экономия топлива", и становится более понятно, почему доли бензиновых или дизельных автомобилей преобладают.
Добавляем то, что большое количество производителей отказалась от вариантов HEV/PHEV в пользу "чистых" электромобилей в будущем, а также использования в продуктовых линейках успешных моделей с ДВС.
Сегмент новых фактически держится на автомобилях Toyota, что заставляет другие марки предлагать подобные варианты, чтобы удерживаться в конкурентной среде. Скорее всего, если Toyota откажется от дальнейшего использования технологии HSD, присутствие "гибридов" в сегменте новых авто резко уменьшится.
Впоследствии "гибриды", которые были проданы новыми, станут товаром на вторичном рынке. Но учитывая, что весь рынок новых гибридов в десять раз меньше рынка подержанных авто, это пополнение будет малозаметным. Так же исчерпываются запасы HEV/PHEV в Европе и США, соответственно не видно значительного потенциала на будущее для существенного роста доли такого типа авто на нашем вторичном рынке.
Таким образом, уверены в ИДА, интересная и перспективная (на первый взгляд) технология в конце концов оказалась немного слишком сложной, несколько дорогой, малодоступной, поэтому пока, с учетом всех реалий, не стоит ожидать увеличения присутствия "гибридов" на украинском авторынке.