Да, большинству из нас хотелось бы, чтоб лючок бензобака на его машине был в переднем крыле – и неважно, слева или справа. Но, увы, мы ездим в основном не на спорткарах, а на массовых легковушках – из чего исходят конструкторы, размещая их заправочные горловины?
Почему так, а не иначе расположена заправочная горловина на конкретном автомобиле – вопрос вроде бы и праздный. Но ведь пользоваться ею приходится довольно часто, а из таких мелочей и складывается комфорт автомобиля в целом.
Удобство, собственно, заключается в том, насколько легко подъезжать к бензоколонке нужной стороной автомобиля и еще, пожалуй, каким образом запирается-отпирается лючок заправочной горловины или ее пробка.
Читайте также: Расходы на электромобиль и бензиновый: какой выгоднее
О втором вопросе мы поговорим в следующий раз, а сегодня расскажем, почему лючки бензобака размещены там, где мы их видим. Конструкторы устраивают их исходя из двух основных условий – компоновочных возможностей и удобства для водителя.
Понятно, что горловина должна быть по возможности ближе к бензобаку и ее заправочный трубопровод не должен пересекаться с конструкционными элементами автомобиля. Кстати, как раз по причине компоновки у средне- и заднемоторных моделей Porsche лючок бензобака расположен на переднем крыле: их бензобак помещен в ногах у водителя и переднего пассажира.
В период, когда бензобак в переднемоторных автомобилях размещали под полом багажника, конструкторы любили выводить горловину на заднюю панель – под номерной знак (как у наших “Москвичей”), в откидывающийся фонарь (как у многих американцев 1950-60-х годов) и т.п. Это было удобно для заправки, к колонке водитель мог подъезжать с любой стороны, выбирая, где меньше очередь, где шире проезд или где меньше шагать к окошку оплаты.
Но в 1970-е в подполье багажника переселили запаску – жесткая, тяжелая и громоздкая, она представляла собой не только неудобство с точки зрения использования пространства багажника, но и с позиций пассивной безопасности: в нише пола она наименее опасна. А топливному баку нашли другое место – под задним сиденьем (хотя самое безопасное место в машине все-таки не под, а за задним сиденьем – например, как у наших “Запорожцев” второго семейства). Соответственно, горловина должна была переехать на боковину. И вот тут стал вопрос: а на какую именно сторону?
Читайте также: Как сделать автомобиль экономичнее
Конечно, водителю средней квалификации удобнее, когда лючок бака расположен с противоположной стороны от него. Чтобы, открывая дверь для выхода на АЗС, ему не приходилось каждый раз соизмерять “размах” своей двери, расстояние до бензоколонки, длину ее шланга и ширину проезда на заправке.
Но многие, если не большинство моделей автомобилей имеют исполнение для рынков стран как с право-, так и с левосторонним движением. И соответственно, водительская дверь у них расположена с разных сторон. Переносить же лючок вместе с рулем не так просто.
Во-первых, нужен другой бензобак, который сам по себе деталь непростая и недешевая в производстве. Современные баки пластиковые. Конструкторы-компоновщики научились настолько плотно вписывать их в недра автомобильного кузова, что одним только переносом патрубка под горловину не обойтись – может понадобиться переносить и топливный насос, и фланцы датчиков.
Во-вторых, чтобы выпускать крыло или боковину кузова в двух вариантах – с лючком для заправки и без, нужно заказывать два комплекта штампов. А это – самый дорогой вид оснастки из той, что применяется при массовом производстве автомобиля, и на такой шаг автопроизводители не идут. Поэтому как правило заправочную горловину на массовых “глобальных” моделях делают со стороны, удобной для рынка, более важного автопроизводителю.
Но некоторые производители кроме того учитывают традиции рынка – например, в Америке часто встречаются автомобили с лючком на стороне водителя. Очевидно, чтобы меньше напрягаться – обходить автомобиль и выглядывать из-за него на счетчик колонки. А заправки в этой огромной стране тоже теснотой не страдают, так что подъезжать можно с большим запасом для открывания двери.
Читайте также: Испытываем топливо Shebel на современном кроссовере
Бензобак “Жигулей” расположен в правом заднем крыле, и его горловина оставалась рядом с ним независимо от расположения руля и рынка сбыта.
Кстати, не все знают, что на приборной панели есть подсказка, с какой стороны размещена заправочная горловина бака – это стрелочка около пиктограммы на приборе, показывающем запас топлива.
Железного правила тут нет. В одном случае это вопрос традиции, в другом – удобства компоновки, в третьем – стремление угодить владельцу. Не заморачивайтесь особенно этим вопросом. А если вы заправляетесь так часто, что возня с расположенным с неудобной стороны бензобаком вас напрягает, поставьте на машину ГБО. И расходы на топливо снизятся, и заправочный штуцер можно врезать “под заказ” – хоть по-поршевски в переднее крыло, хоть по-гоночному – в панель над багажником.
Читайте также: Снижаем расходы на бензин: 7 причин для установки ГБО