Нужно ли регистрировать электроскутеры

31 июля 2018

Электроскутеры, электровелосипеды и другой электротранспорт все чаще появляется на украинских дорогах. Надо ли их регистрировать, и по каким правилам они должны передвигаться в городах?

В последнее время на дорогах украинских городов появляется все больше электротранспорта (электровелосипедов, электроскутеров, элетроскейтов, электромотоциклов, электрокаров, моно колес и гиробордов. Вся эта электротехника новая, поэтому устаревшие Правила дорожного движения не предусматривают норм их передвижения.

Для начала разберемся, какие транспортные средства регулируют Правила дорожного движения. В п. 1.10 ПДД перечислены термины, используемые в Правилах. В частности, "механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы, а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт". Таким образом, чтобы электротранспорт считался "механическим ТС", он должен иметь двигатель мощностью более 3 кВт.

Электротранспорт, который не может быть отнесен к "механическим транспортным средствам":

Гироборды – обычно маломощные транспортные средства с показателями 100-300 Вт.

Большинство гироскутеров имеет мощность в 300-700 Вт, мощные двухколесные гироскутеры типа "сигвей" - 2700 Вт.

Электроскейты (электрические самокаты) производятся мощностью от 100 до 500 Вт.

Моноколеса мощностью 350-700 Вт тоже не подпадают под это определение.

Электросамокаты имеют мощность от 250 до 800 Вт.

Электровелосипеды или гибридные велосипеды оснащаются вспомогательными электродвигателями в 300-500 Вт.

Электроскутеры (или электромопеды) имеют двигатель от 250 до 2000 Вт.

Минибайки мощностью 250 – 1500 Вт.

Электробайки (электрические мотоциклы), хотя и похожи на обычные мотоциклы имеют двигатели 800 – 3000 Вт.

Читайте также: что такое гибридный велосипед

Среди двухколесных транспортных средств в ПДД есть определение "велосипед, мопед и мотоцикл".

"велосипед — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека, которая находится на нем". Такое определение сразу же исключает любые транспортные средства, которые полностью или частично приводятся в движение двигателем, в том числе электрическим.

Поэтому выбираем из "мопед" и "мотоцикл":

"мопед — двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт;

“мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и больше. К мотоциклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски, трехколесные и другие механические транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг".

Учитывая то, что в определении "мотоцикл" ни слова о электроприводе нет, то все двухколесные электрические транспортные средства, у которых двигатель имеет мощность от 3 до 4 кВт, украинские Правила дорожного движения относят к "мопедам", который относит к механических транспортных средств. А это уже накладывает массу обязательств.

Согласно п. 2.1 "Водитель механического транспортного средства должен иметь при себе удостоверение на право управления соответствующей категории, регистрационный документ... страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности".

Поэтому, хотя существуют и более мощные электробайки, однако их в Украину не завозят, чтобы не иметь проблем с сертификацией и регистрацией.

Читайте также: электромобили или гибриды: что выбирают украинцы

Какими правилами – для велосипедов или механических транспортных средств должны руководствоваться водители электротранспорта?


Исходя из действующих положений Правил, для них не установлено практически никаких правил. За исключением тех ТС, которые не развивают скорость более 40 км/ч: п. 11.7 ПДД: "Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/час. или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части, кроме случаев, когда выполняется обгон, объезд или перестроение перед поворотом налево или разворотом".

Таким образом, изменения в Правила дорожного движения, которые бы регулировали водителей электротранспорта, давно назрели. Напомним, что изменения в ПДД вносит Кабинет Министров Украины своим постановлением.

Рекомендация "Авто 24"

В большинстве случаев при управлении электротранспортом не нужно иметь ни удостоверения водителя, ни регистрационных документов на него. Впрочем, если мотобайк сильно похож на обычный мотоцикл, советуем иметь при себе документ с техническими характеристиками своего транспортного средства. Так можно доказать полицейскому, что вы управляете не механическим транспортным средством, на который не нужны права и техпаспорт.

Напомним, какие в Украине действуют штрафы за нарушение ПДД.