Почему растет цена на газ для автомобилей в 2018 г., если его производят не из нефти, притом – непосредственно в Украине? Журналисты "Авто24" разобрались с этим вопросом.
Почему растет цена на газ для автомобилей, понять на первый взгляд несложно: потому что пропан-бутан как автомобильное топливо привязан к ценам на классические нефтепродукты. При этом связь эта в самом деле не технологическая, а маркетинговая.
Автомобильный газ – он же СНГ (сжиженный нефтяной газ), он же LPG (liquified petroleum gas), он же СУГ (сжиженный углеводородный газ), он же пропан-бутан – представляет собой смесь пропана и бутана.
Также интересно: Как сделать автомобиль более экономичным
Справедливости ради скажем, что эти газы все-таки имеют отношение к нефти: во-первых, они являются побочным продуктом крекинга нефтепродуктов на перерабатывающих заводах, во-вторых, они оба – попутный газ при добыче нефти из-под земли.
В Украине есть СНГ собственной добычи и производства, и в прошлые годы мы даже экспортировали его за границу. Но в последние пять-шесть лет резко выросло количество автомобилей с ГБО, и спрос на пропан-бутан украинские заводы удовлетворяют только на 20 % – предоставляемым ими 30 тыс. тонн далеко до необходимых рынку 130 - 150 тыс. тонн.
Читайте также: Як зареєструвати ГБО, щоб вас не обдурили
Перевод машины “на газ” – для многих украинских граждан единственная возможность эксплуатировать автомобиль в нынешних условиях.
Украина по потреблению LPG вышла на четвертое место в Европе после России, Италии и Польши. Как минимум каждый третий литр автомобильного топлива, проданный сегодня в нашей стране – это сжиженный газ. В итоге пропан-бутан приходится закупать за рубежом – в первую очередь, в Белоруссии, Казахстане и России.
Исследования “Консалтинговой группы А-95” показывают: с каждым годом все больше украинских автомобилистов выбирают пропан-бутан в качестве горючего вместо бензина или дизтоплива
Таким образом, на цену автогаза в Украине влияют те же факторы, что и в бензиново-дизельной сфере: мировые котировки, рыночная конъюнктура, курс гривны, налоги, логистические затраты.
Базовой цифрой является закупка собственно газа. Так или иначе, производители привязывают его к цене традиционных автомобильных топлив. После суммирования всех “надбавок” украинский рынок выходит приблизительно на общемировую пропорцию – в большинстве стран LPG стоит порядка 50 – 60 % от цены бензина А-95.
Ориентировочные цены на автомобильный пропан-бутан (LPG) в некоторых европейских странах
Страна |
Цена, евро за литр |
Балтия |
0,50 |
Беларусь |
0,31 |
Великобритания |
0,63 |
Германия |
0,53 |
Италия |
0,60 |
Польша |
0,41 |
Португалия |
0,58 |
Россия |
0,25 |
Словакия |
0,43 |
Читайте также: Что делать, если автомобиль потребляет много топлива
Помимо колебаний, связанных с изменениями цен на бензин и «дизель», цена на автогаз в Украине изменяется и по другим причинам. Так, традиционно ценники на “газовых” АЗС растут в августе-сентябре, когда с одной стороны, на заправках поднимается спрос из-за сезона отпусков у автомобилистов, а с другой – начинаются “зимние” закупки газа в странах Европы, где LPG используется для отопления жилья.
Случаются и непредсказуемые форс-мажоры, вызванные сугубо национальными особенностями. Например, в прошлом году имел место дефицит газа по причине задержек с его перевозками от границ Украины из-за проблем с топливом и вагонами-цистернами на железной дороге. Такие проблемы вызывают всплески цены – к счастью, временные – с возвращением до уровня развитых европейских стран.
Пределом для цен на пропан-бутан является рентабельность заправки газом для автовладельца. Поскольку при превышении разумной стоимости он всегда может перейти на заправку бензином. Ведь у газа есть свои недостатки – повышенный по сравнению с бензином расход и падение мощности двигателя (хоть и незначительное), поєтому мириться с ними водитель готов только при условии значительной разницы в ценах двух видов топлива.
Летом 2017 года цены на автогаз в Украине вышли из пределов рентабельности и часть водителей вернулась от ГБО к бензину
Ситуации, когда эта разница сводилась к минимуму, в Украине уже имели место несколько раз. Тогда при неизменной стоимости бензина цена на СНГ поднималась до 70 % от цены “девяносто пятого”. И владельцы газовых заправок хорошо помнят те дни, когда машины с ГБО объезжали емкости с пропаном стороной и поворачивали к классическим бензоколонкам. Наверное, поэтому каждый раз после аномальных пиковых всплесков цены автогаз дешевел “обратно” – хотя и не всегда до прежнего уровня.
Читайте также: Снижаем расходы на топливо: 7 причин для установки ГБО