Разнос - это одна из самых шокирующих вещей, которая может произойти с дизельным двигателем.
Неисправный дизельный двигатель может пойти в разнос. Это опасное явление, которое лучше предотвратить поддерживая нормальное рабочее состояние мотора. Разнос всегда является следствием других неисправностей, которые не были вовремя устранены.
Читайте также: Свечи накаливания для дизельного двигателя: как выбрать
Разносу подвержены дизельные двигатели, которые находятся в очень плохом техническом состоянии. Если это произошло, автомобиль стоит в клубах дыма с визгом двигателя – обычно до тех пор, пока мотор не заклинит или даже не взорвется.
Так называемый разнос – возможное событие для дизельных двигателей событие, при котором двигатель начинает сжигать значительное количество масла. Недаром дизельный двигатель еще называют двигателем с зажиганием от сжатия – у него отсутствует система зажигания, а топливно-воздушная смесь воспламеняется в результате давления в камерах сгорания. Однако это может привести к воспламенению не только дизельного топлива, но и масла, которое используется для смазки двигателя. Речь идет не о попадании масла через, например, поршневые кольца в камеры сгорания, а о попадании масла в цилиндры через систему впуска.
Чаще всего причиной тому является выход из строя турбокомпрессора, сальники которого начинают пропускать масло. Когда двигатель его засасывает, обороты резко возрастают, даже когда водитель снимает ногу с педали газа или вынимает ключ из замка зажигания. Проблема заключается в том, что это в определенной степени самостоятельный процесс – чем больше масла во впускном тракте, тем выше скорость двигателя. Чем выше скорость двигателя, тем выше давление в системе смазки, и тем больше масла (пока оно еще есть в поддоне) поступает в двигатель, работающий на все более высоких и высоких оборотах.
С каждой секундой такой работы повышается температура двигателя и при этом ухудшается смазка – а это смертельная комбинация, которая через очень короткое время почти неизбежно приводит к заклиниванию двигателя, а иногда и к взрыву. А если на улице еще и жара, это может привести к возникновению огня в моторном отсеке и распространению его на остальную часть автомобиля.
Лучший способ остановить двигатель до того, как он полностью уничтожится, это "заглушить" его. Вы можете попробовать переключиться на самую высокую передачу и отпустить сцепление, нажимая на тормоз. Конечно, есть риск, что сцепление, двухмассовый маховик или коробка передач не выдержат такого испытания – но на самом деле в такой ситуации автовладельцу все равно мало что терять, поэтому рискнуть стоит. Этот способ работает только с механическими коробками передач.
Читайте также: Стоит ли покупать арктический дизель вместо зимнего
Еще один способ, который теоретически должен остановить двигатель, пошедший пошел в разнос, это блокировка подачи воздуха, поскольку двигателю для работы нужны как горючее, так и кислород. Если у многих старых дизелей иногда можно было каким-то образом закупорить воздухозаборник, в новых конструкциях со сложными и труднодоступными пластиковыми коллекторами єто проблематично – разрежение настолько высокое, что двигатель все равно будет всасывать воздух.
Запихивание тряпок или других предметов во впускное отверстие не всегда поможет – скорее всего двигатель их просто затянет. Такого рода эксперименты рискованны еще и по другой причине – двигатель, который работает в экстремальных условиях, может в любой момент взорваться.
Прежде всего, следует позаботиться о состоянии турбокомпрессора – использовать качественное масло, регулярно его менять и мгновенно реагировать при появлении признаков износа, таких как повышенный расход масла, видимые вытекания масла, дым из выхлопа или изменение "звучания" турбины.
Также стоит внимательно присмотреться к шлангам, подающим воздух в двигатель – если на соединениях появляется капли масла – это тревожный сигнал. Эксплуатация двигателя потребляющего много масла может привести к возникновению этой чрезвычайно опасной ситуации.