Тест кофе и хот-догов на украинских заправках

20 декабря 2018

Эксперты проверили качество, безопасность и ассортимент быстрого питания на различных АЗС Украины.

Фаст-фуд на заправках уже давно стал неотъемлемой частью сервиса, но подходы и видение данного вопроса в сетях АЗС начали значительно отличаться. Некоторые ритейлеры так и остановились на "программе-минимум" в виде хот-догов и кофе, другие же развили питание до уровня хорошего кафе, с присутствием завтраков, первых блюд, десертов и прочей выпечки.

Более того, развитие фаст-фуда на заправочных комплексах не стоит на месте и всегда есть место инновациям. Например, на АЗС "ОККО" появились очень удобная штука - тепловые витрины. С их помощью можно получить горячую еду сразу, в формате самообслуживания. Этот сервис предоставляет клиенту возможность завтракать, обедать, ужинать, брать теплую еду с собой в офис, комбинировать, делать наборы блюд. А главное – время обслуживания сокращается до пары минут.

Тем не менее, возросший ассортимент требует и больших усилий по контролю качества продуктов, правильной логистике и хранению. Справляются ли с ними сетевые АЗС, ведь все-таки главной их задачей является продажа топлива? Ответы на эти вопросы решили узнать в Институте потребительских экспертиз, проведя исследование систем быстрого питания на заправках.

В нынешнем тестировании приняли участие 11 популярных заправочных сетей (ОККО, WOG, КЛО, БРСМ-нафта, Glusko, Shell, Amic, UPG, Chipo, Sun oil, Авиас). Эксперты приобрели наиболее "ходовые" хот-доги и бургеры, а также кофе двух видов (эспрессо и американо), после чего образцы были переданы в сертифицированную лабораторию и на дегустацию профессионалам и обычным потребителям. Также специалисты проанализировали ассортимент предлагаемого питания, выставив соответствующие баллы.

В лаборатории - без микробов

Первым делом была проведена физико-химическая экспертиза мясных продуктов – сосисок для хот-догов и котлет для бургеров. Результаты показали, что полуфабрикаты соответствуют высшему сорту и полностью отвечают нормативам. Все испытуемые применяют полуфабрикаты высокого качества, что свидетельствует о серьезном выборе поставщиков мясной продукции в сетях.

Хот – доги (дегустационная оценка)*

АЗК

Эксперты, балл

Пробанды, балл

ОККО

10

10

WOG

10

9

КЛО

9

9

БРСМ-НАФТА

8

8,5

SHELL

9

8

AMIC

8

7

CHIPO

8

8

SUN OIL

8

8

АВИАС

7

7

UPG

8

8

GLUSCO

8

7

*Максимальная оценка – 10 баллов.

А вот микробиологические показатели прежде всего выступают индикатором того, насколько правильно перевозятся и хранятся продукты. Малейшее нарушение – и в мясных изделиях может повыситься количество ненужных микроорганизмов, или даже появиться кишечная палочка, что сразу же скажется на самочувствии потребителя. В прошлом году химики обнаружили несколько нарушений в этой категории, но в этот раз продукты оказались "чистыми" - тест прошли все участники.

Микробиологические показатели

№ образца, название

Количество мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов, КУО в 1 г

Бактерии групы кишечных палочек (колиформы), в 1 г ()

Норматив

Не более
1,0·103 , ГОСТ 10444.15-94

Не допускается, ГОСТ 30518-97

ОККО

< 10

Не обнаружено

WOG

< 10

Не обнаружено

БРСМ-НАФТА

< 10

Не обнаружено

КЛО

< 102

Не обнаружено

SHELL

< 102

Не обнаружено

AMIC

< 102

Не обнаружено

CHIPO

< 102

Не обнаружено

SUN OIL

< 102

Не обнаружено

АВИАС

< 103

Не обнаружено

UPG

< 103

Не обнаружено

GLUSCO

< 102

Не обнаружено

Самыми же безупречными в части микрофлоры оказались хот-доги и бургеры, приобретённые на АЗС ОККО, WOG, КЛО и Shell. У них уровень микрофлоры, согласно исследованиям, практически равен нулю, что говорит о высоком уровне соблюдения гигиены и хранения продуктов.

Дегустация вкуса

Как известно, еда должна быть не только полезной, но и вкусной. И не секрет, что даже из качественных продуктов можно приготовить несъедобную субстанцию. Поэтому дегустация – это очень важный показатель качественности того, или иного продута питания. Поскольку хот – доги, бургеры и сэндвичи - продукт сборный, важен не только набор ингредиентов, но и органичное и вкусное сочетание булки, мясного полуфабриката и приправ.

Как обычно, пробовали еду с заправок как профессиональные дегустаторы, так и "народные" пробанды, обычные автомобилисты. Оценивали по 10-ти бальной шкале в обеих случаях. И здесь выяснились неприятные нюансы. Довольно низкие оценки получили блюда из сетей Glusсo, Amic и Авиас за сухость и степень прожарки сосисок, вкус и свежесть булок, а также количество приправ (майонеза и кетчупа).

Хот – доги (дегустационная оценка)*

АЗК

Эксперты, балл

Пробанды, балл

ОККО

10

10

WOG

10

9

КЛО

9

9

БРСМ-НАФТА

8

8,5

SHELL

9

8

AMIC

8

7

CHIPO

8

8

SUN OIL

8

8

АВИАС

7

7

UPG

8

8

GLUSCO

8

7

*Максимальная оценка – 10 баллов.

Рейтинг же возглавили хот-доги, приобретенные в сети ОККО, которые получили максимально высокие 10 баллов за одинаково отменный вкус и сосиски, и хот-договской булки. Такую оценку поставили и профессионалы, и обычные потребители. Второе место у WOG, также эксперты и пробанды отметили хот-доги, приобретённые в сети КЛО и БРСМ-нафта.

Радости кофеманов

Абсолютно у всех участников теста АЗС оказались оборудованы дорогими и современными кофе-машинами, что в целом обеспечило высокий уровень предлагаемых напитков. А ведь вкус кофе определяется не только качеством самих зёрен, в немалой степени это зависит и от кофемашин. Эксперты и народные пробанды ставили оценки и обычному эспрессо, и американо.

Кофе егустационная оценка, средний балл за оба напитка)

АЗК

Эксперты, балл

Пробанды, балл

ОККО

10

10

WOG

10

9

КЛО

10

8

БРСМ-НАФТА

8,5

8

SHELL

8

8

AMIC

8

7

CHIPO

8

9

SUN OIL

8

8

АВИАС

7

6

UPG

8

8

GLUSCO

7

8

*Максимальная оценка – 10 баллов.

Претензий не оказалось ни к одному напитку, весь кофе был ароматным и вкусным. Больше всего дегустаторам понравилась 100%-процентная арабика у ОККО, и напитки у WOG (20 баллов по совокупности оценок), также вкусный кофе предлагают на КЛО.

Битва ассортиментов

В гонке за клиентом все большее значение приобретает разнообразие предлагаемого фаст-фуда, именно на это делается ставка больших сетей всеукраинского масштаба. На таких заправках как ОККО, WOG, КЛО, БРСМ-нафта просто разбегаются глаза – кроме традиционных хот-догов и бургеров, здесь присутствует и выпечка, и всевозможные сэндвичи с бутербродами, готовые первые и вторые блюда, свежие фрукты и даже свежеиспеченный хлеб (ОККО).

А вот у Glusko, Amic, UPG и Авиас ассортимент "хромает", чувствуется определенная несистемность подхода. Например, у Авиас есть целый холодильник под десерты, но при этом выбора сосисок для хот-дога практически нет – зачастую "катаются" пара "одиноких" полуфабрикатов одного вида. Кстати, эксперты обнаружили, что полные грили и вся линейка сосисок присутствует только у КЛО, ОККО и WOG.

Ассортимент

АЗК

Баллов

ОККО

10

WOG

10

КЛО

10

БРСМ-НАФТА

9

SHELL

9

AMIC

8

CHIPO

7

SUN OIL

7

АВІАС

6

UPG

8

GLUSCO

7

*Максимальная оценка – 10 баллов.

Подытоживая, важно отметить, что компании – лидеры рынка мало того, что задают тренды, внедряя инновации, но и на протяжении многих лет поддерживают планку качества на очень высоком уровне, пока недостижимом для большинства коллег "по цеху". А как известно, стабильность – признак мастерства.

Нагадаємо, що в Украине стремительно дешевеет бензин.