Верховная Рада готовит амнистию для водителей-пьяниц

12 июня 2018

Принятые Верховной Радой в первом чтении изменения в Уголовный кодекс фактически освобождают водителей от наказания за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Такое мнение высказал один из известных украинских адвокатов.

Адвокат Вадим Володарский проанализировал "Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений" №7279-д. Его выводы неутешительны. Фактически, в случае введения в действие закона, наказать пьяного водителя будет очень проблематично. По чисто процессуальным соображениям.

Читайте также: Сколько человеческих жизней собираются сохранить за 8,6 млрд гривен

Согласно нормам нового документа, управление транспортными средствами в состоянии опьянения переходит в разряд уголовных проступков. А из КоАП (ст.130) соответствующая норма исключается. Только это обстоятельство наносит прецедент безнаказанности.

Поскольку административная ответственность снимается, а введение уголовной обратной силы не имеет, то все, кто на момент вступления в силу закона были лишены права управления согласно ныне действующей КоАП (ст.130) оказываются лишенными наказания. Проще говоря им должны будут вернуть водительские удостоверения, поскольку норма на основании которой они были изъяты, в силу закона исключается.

Читайте также: что ожидает украинских водителей: как проходят "идиотен тест" в ФРГ

Кроме того, у водителей появится много возможностей по уклонению от ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В УПК нет понятия "медицинский осмотр", и нет порядка его проведения. Новым проектом не предусматривается это урегулировать. Есть только понятие “осмотр лица” (ст.241 УПК), которое может проводиться следователем с привлечением медработника. Соответственно, решение о наказании должен выносить следователь, но закон не регламентирует его взаимодействие с медицинским работником.

Также вызывает много вопросов и описан механизм привлечения к ответственности. Алгоритм действий в случае обнаружения водителя, в отношении которого есть подозрения, что он пьян, по проекту такой: задержание, затем получения постановления прокурора, затем осмотр, и, наконец, если состояние опьянения подтвердится, внесение сведений в ЕРДР и дальнейшее дознание .
Несложно представить себе увеличение затрат времени и средств как для водителей (и пьяных, и, что хуже, трезвых), и для патрульных полицейских, и для дознавателей, и для прокуроров. Кроме того, все это нужно будет успеть сделать, пока именно опьянение не прошло. Захотят ли патрульные со всем этим возиться? А успеют, если захотят?

Проектом предусмотрено, что в случае несогласия с результатами осмотра в течение двух суток после ознакомления с его результатами лицо может подать ходатайство о проведении экспертизы. В случае подозрения на опьянение такая экспертиза может проводиться только на основании образцов крови или других биологических сред организма.

Читайте также: все водители могут стать донорами органов для трансплантации

Итак, чтобы доказать вину водителя образцы "биологических сред организма" должны быть отобраны на этапе осмотра, ведь через 48 часов следы соответствующих веществ в организме могут исчезнуть. Кто должен заниматься этим процессом в законе не указано. Это фактор еще больше усложняет процедуру и дает новые возможности для избежания ответственности.

Напомним, что названы основные причины ДТП.