Собирать разные автомобили из одних и тех же компонентов автопроизводители учились долго, начиная с середины ХХ века. Очередной их шаг в этом направлении – модульные платформы. Что это дает потребителю?

Cначала – об этих самых модулях. Каждый модуль – это вариант исполнения определенной части автомобиля: передка, силового агрегата, салона, задней части.

Основные составляющие любой модульной платформы – это силовой агрегат, передняя и задняя ось с подвесками и салон. Также в платформы входят силовые элементы кузова (пороги) разной длины и комплекты электрооборудования

Читайте также: Что такое платформа: автомобили - замаскированные клоны

В пределах одной платформы существует несколько модулей для каждой части авто: например, силовые агрегаты бензиновые и дизельные, с большим и малым объемом, с автоматической и механической трансмиссией. Или салон: – с полноценными пятью местами и с «ужатой» четырехместной конфигурацией. Или передняя часть: одна – компактная с легкой подвеской для городских автомобильчиков, и вторая – мощная, с прочными рычагами и усиленными пружинами. И все эти части имеют одинаковые точки сопряжения, чтобы можно было соединять их между собой в любых комбинациях.


На модульной платформе СМР от Peugeot-Citroen можно выпускать и компактные хэтчбеки, и солидные седаны, и кроссоверы. Складывая разные модули, можно набрать три варианта колёсной базы с двумя колеями, три варианта кормы и несколько диаметров колёс.

Таким образом, из имеющегося набора модулей, «перемешивая» их между собой, можно полностью укомплектовать широкий модельный ряд: несколько типоразмеров хэтчбеков и седанов, два-три кроссовера, пикап, компакт- и минивены. «Модульный» первопроходец VW Group на платформе MQB выпускает сегодня около сорока моделей! И их создателям не пришлось для каждой модели разрабатывать заново техническую начинку, проводить ресурсные испытания, комплексные тесты на управляемость и прочее. Благодаря этому себестоимость каждой модели существенно сокращается (чего не скажешь кстати, о розничной цене «модульных» автомобилей).

Читайте также: Что лучше: какой объем двигателя вибрать

Подобный подход к проектированию сегодня практикуют все ведущие мировые производители, причем у некоторых имеется по несколько модульных платформ. Так, у VW Group платформа MQB предназначена для переднеприводных машин, MLB – для премиальных моделей с продольным расположением двигателя, а MSB – для классической компоновки с задним приводом. У Volvo другое деление: на платформе SPA базируются крупные машины, на CMA – компактные модели. У General Motors целый набор модульных платформ, у Mercedes-Benz еще больше – MFA, MRA, MHA, MSA.

Это компоненты модульной платформы Renault-Nissan и варианты стыковок модулей между собой для получения автомобиля нужного класса и типа

Использование модульных платформ позволяет технологам упрощать процесс сборки, ускорять постановку на конвейер новых моделей, повышать уровень кооперации между отдельными заводами одного концерна.

Читайте также: Когда автопроизводители обманывают с типом кузова

Самые продвинутые производители распространяют модульный метод проектирования и производства и на двигатели. Практикуют такой подход мотористы VW Group и BMW. Набирая двигатель из унифицированных узлов – цилиндров, головок блока цилиндров, насосов, турбин, приводов ГРМ и т.п. – конструкторы имеют возможность создавать широкие моторные линейки при умеренных затратах. К тому же, они дополнительно получают возможность быстро реагировать на конъюнктуру рынка, создавая новые версии силовых агрегатов из уже проверенных компонентов.


Модульный подход дает возможность конструировать двигатель не из отдельных деталей, а из готовых узлов и систем

Правда, модульный подход требует закладки в конструкцию каждого узла возможности его сопряжения с множеством версий других узлов. Но дополнительные усилия проектантов легко окупаются при больших тиражах автомобилей и широкой модельной линейке.

Минусы у модульных платформ тоже есть. Это повышенная стоимость разработки и некоторая «закостенелость» конструкции, ведь при модернизации приходится увязывать все изменения с другими компонентами всех модулей. Но как уже говорилось, массовое производство автомобилей компенсирует дополнительные издержки, а суперпередовые технологии не особенно востребованы на массовых моделях.

Точки “стыка” всех модулей одной платформы совпадают, так что конструкторы могут легко соединять их в самых разных комбинациях

Рекомендация Авто24

Потребитель тоже кое-что получает от применения унифицированных модульных платформ. Например, без модульной модели проектирования гамма силовых агрегатов того или иного производителя могла бы быть беднее. Какой-нибудь малопопулярный двигатель не было бы смысла разрабатывать с нуля из-за его предполагаемого малого тиража и низкой рентабельности. Но совсем другое дело, если переделать его из готового, скажем отняв один цилиндр от четырехцилиндрового – это гораздо проще и дешевле. Да и «модульный» автомобиль адаптировать под новый – также модульной концепции – двигатель проще обычного. Впрочем, модульные принципы конструирования еще не набрали полной силы, и смеем надеяться, что мы еще увидим в них многие плюсы для нас, автовладельцев – а не только для производителей.

Читайте также: Где лучше покупать новый автомобиль