ФОТО: GettyImages|
Как выбрать антифриз: 5 заблуждений про ТОСОЛ
Охлаждающую жидкость нужно менять раз в три-пять лет, а также доливать по мере необходимости. Как выбрать и в чем разница между разными составами, например, антифризом и ТОСОЛом? Разбираемся вместе.
Для начала, как водится, немного теории. Правильная незамерзающая жидкость состоит из раствора этиленгликоля и пакета присадок, в первую очередь – ингибиторов коррозии. Количество этиленгликоля определяет градус замерзания антифриза и его цену.
Старый антифриз со сработанными присадками теряет цвет и становится грязно-рыжим, независимо от первоначального вида
Поэтому недобросовестные производители (а таких достаточно много) отказываются от этиленгликоля и заменяют его – полностью или частично – глицерином и метанолом. Метанол – это спирт, он нужен чтобы понизить плотность получившейся бодяги, потому что в чистом виде глицерин слишком густой (в десятки раз более густой, чем этиленгликоль), и нормально циркулировать в системе он не может.
Также интересно: Как выбрать "незамерзайку": мифы и правда про метанол
Чем же плоха подделка – ненастоящая охлаждающая жидкость с глицерином вместо этиленгликоля? Тем, что добавленный в нее метанол имеет температуру начала кипения всего 650 С, а полностью выкипает при 950 С – то есть он испаряется при рабочей температуре двигателя!
А ведь сама жидкость должна закипеть только при 1050 – 1100 С. Такой антифриз, оставшись без растворителя, густеет, начинает перегружать помпу, сокращая ресурс ее подшипников, а температура его замерзания повышается до минус 150 – 200 С вместо указанных на этикетке 400 С.
Если присадки-ингибиторы не соответствуют типу металлов, из которых сделаны детали системы охлаждения, их коррозия неизбежна. То же самое будет, если не заменять антифриз вовремя.
Но главная неприятность в том, что метанол закипает не только от температуры, но и от вибраций – помпы, стенок гильз, и местные очаги кипения вызывают кавитацию. Это явление приводит к эрозии металла с поверхностей деталей двигателя – тех же гильз и крыльчатки помпы. В результате – преждевременный износ и выход двигателя из строя.
Поэтому, чтобы правильно выбрать охлаждающую жидкость, нужно прежде всего отказаться от нескольких заблуждений.
Также читайте: Какие бывают электродвигатели для авто
Миф № 1. Синий – это ТОСОЛ, желтый – это антифриз
Во-первых, антифриз – это общее название всех незамерзающих жидкостей (от англ. antifreeze), любого цвета и марки. Во-вторых, ТОСОЛ – это конкретный состав советского антифриза разработки конца 1960-х годов, и в самом деле в 40-градусной версии А40 он был синего цвета. Кстати, название расшифровывается как Технология Органического Синтеза + ол, так его назвали в отделе НИИ органической химии и технологии, где создавали рабочие жидкости для новых на то время “Жигулей”. В настоящее время имя ТОСОЛ стало нарицательным.
Свежий антифриз в системе охлаждения можно отличить по цвету. По мере износа присадок он теряет яркость и чистоту своего цвета.
Миф № 2. Красный – это современно
Нет, красная охлаждающая жидкость – это всего лишь краситель красного цвета, добавленный в антифриз любого поколения. ТОСОЛ-А65 образца 1970 г. тоже был красным. Должно быть, миф о крутизне красного антифриза пошел от фольксвагеновской жидкости G12, которая в начале 2000-х считалась самой новой. Сегодня в красном цвете можно купить и тот же классический ТОСОЛ, и качественные составы, и банальные подделки.
Заблуждение № 3. Антифризы одного цвета можно смешивать
По большому счету, никто не запрещает смешивать между собой антифризы любых цветов радуги – они от этого не взорвутся и не расслоятся. Но сами производители вообще не советуют смешивать охлаждающие жидкости разных марок – независимо от цветовой гаммы. Потому что никто не объявляет состав пакета присадок в них, а вероятность конфликта их между собой исключать нельзя.
Цвет охлаждающей жидкости в настоящее время никак не связан с ее составом и эксплуатационными характеристиками
Миф № 4. Все антифризы из одной бочки – лей тот, что по карману
Конечно, это не так. Про пакеты присадок мы уже сказали, а кроме того, на рынке много подделок с глицерином или диэтиленгликолем вместо этиленгликоля. Качественный антифриз с пакетом присадок от известного производителя (BASF, Arteco, Clariant) служит дольше без потери свойств и не вызывает коррозии в двигателе.
Также интересно: Подробная инструкция, как выбрать подержанный автомобиль
Миф № 5. В любое авто можно лить любой качественный антифриз
Это не так. Каждый автопроизводитель «назначает» своим детищам охлаждающую жидкость определенного состава. Дело в принципе работы присадок-ингибиторов. Они базируются на минеральных веществах – фосфатах, нитратах, боратах, силикатах, а также на органике – карбоксилатах.
Применение антифриза «не той» рецептуры недопустимо: такая защита работать не будет, а кроме того, ухудшится теплообмен из-за образования пленок и налетов в системе охлаждения. Например, если у «корейцев» для ингибиторов приняты фосфаты, то у многих «немцев» – силикаты, а фосфаты под запретом. А «японцы» в свою очередь, не переносят антифриз с нитратами (как и корейцы, к слову).
Рекомендация Авто24
Решая, как выбрать антифриз, ищите ответ не в магазине, а в инструкции по эксплуатации автомобиля. На крайний случай – в дилерском центре вашей марки.
Определитесь с маркой и типом охлаждающей жидкости, причем постарайтесь установить сразу полный список допустимых заменителей – ведь не факт, что найти нужный сорт удастся в первом-втором магазине. Встречный вариант – найти в каталогах или на сайте производителей автохимии антифризы, имеющие допуск вашего автопроизводителя, касающиеся модели вашего поколения.
Также интересно: Если ночью мороз: что может замерзнуть в машине к утру