Трудно посчитать, сколько жизней успело спасти это устройство. Изобретенное еще в 50-х годах прошлого века, оно, казалось, имело достаточно очевидных преимуществ, чтобы найти свое место в салоне автомобиля. Впрочем, на массовый рынок такая система безопасности выйдет лишь в начале 90-х, пережив грязные пиар-кампании и коррупционные договоренности на высших политических уровнях.

Первыми пза совершенствование подушек безопасности взялась "Дженерал Моторс", ведущий американский производитель. Более того они хотели на законодательном уровне ввести новые стандарты безопасности и заставить всех игроков внедрять технологию.

Компании "Форд" эта идея не нравилась – это же чрезмерные расходы, рост стоимости автомобиля и снижение продаж. Дошло даже до того, что в 1971 году высшее руководство "Форда" тайно встретилось с президентом Никсоном и убедило отсрочить закон на два года. Об этой договоренности станет известно во время Уотергейтского скандала.

Интересно, что в том же году, когда состоялась эта встреча, в компанию "Форд" примут на работу Хелен Петраускас, в девичестве Сливинскую, не подозревая что та сыграет определяющую роль в вопросах безопасности. Тем временем в "Дженерал Мотор" произошла смена руководства: новый топ-менеджент – замораживает введение подушек безопасности из-за низкого спроса у клиентов. Казалось, если уж такой гигант отказался от идеи, то это красный свет для всей отрасли.

Читайте также: Джеймс Юрченко – легендарный инженер украинского происхождения, который работал с Apple

Но и компанию Форд ждали изменения в руководстве. Хелен Петраускас имела одно существенное преимущество – два образования: юридическое и химическое. Это необычное сочетание обеспечит ей потрясающую карьеру в автоконцерне. Понадобится всего 12 лет, чтобы получить должность вице-президента компании по технике безопасности и охране окружающей среды. Хелен стала и первой женщиной на такой должности, и в конце концов самым молодым вице-президентом за всю историю "Форда".

И главное - именно она станет основным вдохновителем идеи ввести подушки безопасности в базовую комплектацию. Неожиданным противником нововведения стал и следующий президент - Рейган, предоставив американцам возможность при покупке автомобиля отказываться от подушек безопасности.

Решение гаранта не остановило Хелен. Она была умелым переговорщиком и знала как убедить политиков. Ей удастся убедить руководство "Форд" и правительство приобрести 5 тысяч автомобилей "Форд" со встроенными подушками и ремнями безопасности. План сработал. Почувствовав на себе все преимущества, госчиновники наконец перестали упираться и таки приняли обязательное наличие подобных средств безопасности.

До 1990 года "Форд" пообещал выпустить до миллиона машин с подушками, а "Дженерал мотор" – 500 тысяч. С тех времен такой атрибут безопасности – привычная для автомобилистов вещь. Хелен, которая родилась во Львове, была активной в общине дейтройтских украинцев, и даже приобщилась к созданию Львовского института менеджмента.