Нерастаможенные авто в Украине: как всех примирить

Закон о нерастаможенных авто в Украине стал причиной протестов автомобилистов. Президент поручил правительству решить проблемы с растаможкой автомобилей с иностранной регистрацией в рамках подготовки к безвизовому режиму со странами ЕС.
Закон о нерастаможенных авто в Украине 2017

ФОТО: 24 Канал|

Растаможка или плата за пользование?

logo6 июня 2017, 21:10
logo0
logo0 мин

Между тем активисты бойкотируют внесенные в парламент соответствующие законопроекты о нерастаможенных авто, а юристы недоумевают – каким образом указ президента решит экономические вопросы.

Президент Украины Указом 146/2017 поручил Кабинету Министров Украины безотлагательно урегулировать ситуацию, "сложившуюся вследствие несоблюдения требований таможенного законодательства при использовании на территории Украины транспортных средств, зарегистрированных соответствующими органами иностранных государств". Простыми словами – легализовать авто с иностранными номерами в Украине.

Читайте также: В Украине заблокируют ввоз автомобилей на иностранных регистрационных номерах

В Верховной Раде тем временем на рассмотрении находятся два законопроекта, должны были бы ситуацию урегулировать: за номерами 5567 (так называемый законопроект Парасюка) и 4932 (законопроект Бурбака). Суть первого – урегулировать вопросы транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования, второго – решить вопрос единого сбора, взимаемого в пунктах пропуска через государственную границу Украины (2 евро в день – именно на таком уровне высчитали этот сбор).

Читайте также: Бунт еврономеров: растаможить нельзя штрафовать

В конце января активисты блокировали дороги в Киеве с требованием не затягивать принятие законопроекта 5567. 24 мая этого года активисты, в том числе и ОО "Авто Евро Сила", протестовали против документа 4932. Основной протест – против платы в два евро. Но не только это.

Два законопроекта о нерастаможенных авто – два выхода?

Как пояснил в комментарии сайту "24" руководитель "Авто Евро Сила" Олег Ярошевич, законопроект 5567 – это симбиоз законопроектов Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики. Его активисты приняли за основу. При этом он не устраивал их технически, но подходил стратегически, так как он является переходным законопроектом. Зато законопроект 4932 Ярошевич назвал неприемлемым и вредным.

Он вреден для всей Украины, в том числе для людей, которые могут путешествовать по Украине. Результатом этого законопроекта должно быть зеркальное отражение ставки на нас, украинцев, которые будут завтра путешествовать по Европе,
– отметил Ярошевич.

Он также отметил, что в цену топлива уже заложено возмещение за использование транспортных коридоров Украины. Поэтому еще один акциз – это уже двойное налогообложение. Кроме того, если ввести в действие законопроект Бурбака, то получим от Европы зеркальный ответ – после 11 июня в Европе тоже будут снимать по 2 евро в день с каждого украинца за пользование транспортными коридорами.

Читайте также: Легализовать все: безболезненное узаконивание подержанных иномарок

По словам активиста, сейчас законопроект 4932 приостановили в результате договоренности с Максимом Бурбаком. И на сегодняшний день разрабатывают новый законопроект, который позволит усовершенствовать Таможенный кодекс Украины и урегулировать отношения государства и граждан.

Олег Ярошевич сообщил, что сегодня и завтра состоятся совещания с участием заместителя министра транспорта и заместителя министра инфраструктуры, нардепов Южаниной и Бурбака, что разработали законопроекты по урегулированию вопросов использования авто на иностранной регистрации в Украине, с тем, чтобы прийти к согласию относительно нового, доработанного документа.

У нас есть идеальное понимание того, как несостоятельность нашего законодательства можно исправить небольшим законопроектом, что принесет пользу государству, с бюджетом от 10 до 20 млрд гривен. Это средства, которые заплатит каждый гражданин, обладающий транспортным средством с иностранной регистрацией. И полиция будет знать, кто ездит на конкретном транспортном средстве, чтобы оформить претензию к конкретному человеку в случае необходимости,
– пояснил Ярошевич.

Читайте также: Сотни владельцев авто с иностранной регистрацией вышли на протест в Киеве: появились фото

По его словам, новый документ содержит около 10 факторов в пользу государства и граждан Украины, но которые ломают стереотип, что авто – это роскошь, а не средство передвижения. И таким образом новый документ либерализует украинский авторынок, избавит его статуса "семейного бизнеса Васадзе-Порошенко"

В случае, если активисты и политики договорятся, то законопроект Бурбака отзовут, а подадут доработанный.

Читайте также: Подержанные авто по сниженным акцизам: коротко и понятно

Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко отметил, что не очень понимает, почему протестуют против 4932, а поддерживают 5567, ведь "цена вопроса" сопоставима: проект 5567 предусматривает, что за передвижение авто на иностранной (российской / польской / литовской) регистрации надо платить ежемесячно 0,5% от стоимости растаможки такого авто (то есть, 6% в год или примерно 300-400 евро). Проект 4932 предусматривает, что иностранные авто должны платить 95,6 евро в месяц или 382,4 евро в год.

Сам Назаренко не поддерживает ни один из этих законопроектов, и предпочитает вообще отменить и пошлины, и акциз на импортные авто.

Этим уменьшить стоимость растаможки и дать возможность украинцам ездить на авто украинской регистрации, которые по документам будут принадлежать им, а не российской или литовской фирме. И, кстати, украинцы тогда не будут платить фирмам-посредникам за ввоз таких авто по 950-1400 евро,
– уточнил Назаренко.

Он отметил также, что понимает, почему такая идея пока не находит поддержки у многих нардепов, ведь отмена налогов невыгодна фирмам-посредникам и чиновникам, которые "крышуют" такой бизнес, и им выгодно, чтобы украинцы платили эти 950-1400 евро за ввоз им. А взамен можно было бы уменьшить растаможку и платить примерно такую же сумму (например, 1 евро за 1 куб. см объема двигателя) в бюджет.

Читайте также: Протест владельцев авто на иностранных номерах: участники объявили о бессрочной акции

Заместитель генерального директора "Медиагруппы "Автоцентр" Виталий Новак в комментарии сайту "24" высказал мнение, что ни одна из предложенных законодательных инициатив вопрос авто на иностранных номерах пока не регулирует.

По законопроекту Парасюка – он изначально декларативный, был призван снизить градус напряжения в обществе, вызванный этими всеми демонстрациями автовладельцев и перекрытием дорог,
– отметил Новак.

По его словам, именно это меньшинство автовладельцев, что владеет авто с иностранной регистрацией – активное. Большинство владельцев украинских авто – пассивны. Поэтому с этими активистами государство побоялось делать что-то кардинально. При этом выяснить, сколько на самом деле в Украине авто с иностранной регистрацией малореально. В цифру 1-1,5 миллиона эксперт не верит. И называет более вероятной 300-400 тысяч.

Новак считает, что государственные органы, которые должны были не допустить проблемы, потеряли время. И законопроектом Парасюка попытались активистов успокоить, пообещать им амнистию за какие-то небольшие деньги. Но вряд ли за этот законопроект проголосовали бы. Ведь тогда возмутилось бы большинство, которое оплатило высокие акцизы и ставки за растаможку.

Читайте также: Путешествуя по "безвизовой" Европе: сколько стоит топливо в разных странах (Инфографика)

Что касается законопроекта Бурбака, он в свое время принимался как "страшилка" для тех, кто заезжает на иностранных номерах. Но никакого отношения эти 2 евро в день к решению проблемы ввоза авто с иностранной регистрацией не имеют, считает Новак.

Таких законопроектов, имеющих отношение к авто на еврономерах, в Раде лежит десяток или больше. Но из вышеуказанных ни один законопроект проблему не решит. Надо искать другой вариант. Порошенко издал указ, согласно которому надо найти решение,
– напомнил эксперт.

Нерастаможенные авто: Указ президента — залог успеха?

Как пояснил в комментарии сайту "24" юрист и экономический аналитик Андрей Вигиринский, Указ Президента, несмотря на обязательность его выполнения, в свою очередь не содержит регуляторных норм и не создает каких-либо новых норм или порядков, не не дает рецептов для того, каким образом решить ту или иную ситуацию. Срока выполнения ни одна из мер не определяет, по большому счету, ответ на каждый пункт может через год звучать: "Мы работаем над этим вопросом, ходим на работу, проводим совещания, ведем консультации..."

Итак, пункты Указа о таможенном законодательстве и авто на иностранной регистрации.

"Принять меры для безотлагательного урегулирования ситуации, сложившейся в результате несоблюдения требований таможенного законодательства при использовании на территории Украины транспортных средств, зарегистрированных соответствующими органами иностранных государств".

Ключевое слово в этом разделе "несоблюдение таможенного законодательства", следствие любого несоблюдения – ответственность. Поэтому Вигиринский считает, что речь пойдет именно о прекращении незаконной эксплуатации и разработки необходимого для этого механизма временного прекращения права пользования путем помещения транспортного средства на штрафплощадку с возможностью возврата владельцу.

Читайте также: Электромобили в Украине: когда ездить будет еще дешевле

"Принять меры по совершенствованию законодательства Украины, регулирующего вопросы временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины, их транзита по территории Украины, с учетом требований законодательства Европейского Союза и международных договоров Украины".

Что имеется в виду здесь – загадка, отметил юрист, ведь график имплементации норм таможенных платежей утвержден, с постепенным приведением их к требованиям законодательства ЕС. Впрочем, упоминается понятие "временное", поэтому посмотрим, будет ли разработан Минфином проект либерализации возможности такого использования, или, наоборот, определит механизм ответственности и изъятия транспортного средства.

Вернусь к тому, с чего начал. Сам Указ не решает вопросов, он поручает активизировать работу по поиску и узакониванию решений, без указания при этом сроков исполнения. Поэтому это скорее декларативный документ,
– подытожил аналитик.

Что остается автовладельцам и заинтересованным в вопросе – дождаться результатов обсуждения нового законопроекта, о которых сообщил Олег Ярошевич. И надеяться, что активисты, лоббисты и противники все же договорятся.