0

Инициатива украинских парламентариев относительно изменения правил растаможки подержанных авто необходима обществу, но предложенные в последних законопроектах ставки вызывают немало дискуссий.

Председатель комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина считает, что принятие новых ставок сделает владение авто в Украине доступнее, чем в других странах.

Читайте также: Водителям разрешат ездить без страховки и техпаспорта

С принятием законопроектов №8487 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств" и №8488 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины" за авторством большинства членов Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, стоимость растаможки и регистрации импортных машин в Украине будет на уровне со странами Европейского союза.

При этом содержание личного авто в европейских странах автовладельцам стоит в десятки раз дороже, чем в Украине. Об этом свидетельствуют результаты анализа стоимости растаможки авто, его государственной регистрации и дальнейшей эксплуатации в разных странах, проведенного экспертами Комитета.

Согласно с действующим законодательством Украины, объем расходов на растаможивание импортированного авто – это сумма трех обязательных платежей акцизного налога, ввозной пошлины (10%), а также налога на добавленную стоимость (20% от суммы стоимости автомобиля, акциза и ввозной пошлины).

Читайте также: Украинский суд стал на сторону "евробляхеров"

Подобный принцип таможенного оформления полностью или частично применяется по всей Европе для растаможки автомобилей, ввозимых на территорию Европейского Союза из других стран мира.

Что касается перемещенных транспортных средств, например, из Германии в Литву или Румынию, такие авто не требуют таможенного оформления, ведь по принципам ЕС, Европа является единой таможенной территорией, где не предусмотрена ввозная пошлина, а остальные налоги и сборы устанавливаются и взимаются по внутренним правилам каждого отдельного государства.

К примеру, в Польше акцизный налог взимается со всех ввозимых на территорию авто. В то время как НДС, в размере 23%, уплачивается с новых, коммерческих и ввозимых из-за пределов ЕС машин, и не уплачивается с транспортных средств, ввозимых из любой страны Европы для личного пользования.

Кстати, уже второй год подряд Министерство финансов Польши подает на рассмотрение польского парламента предложения по изменению подходов вычисления действующего акциза. Сейчас его размер зависит сугубо от стоимости авто, однако в будущем польское правительство предлагает использовать расширенную шкалу ставок, в основе которой несколько различных показателей, в том числе экологические и возрастные. Следовательно, с принятием таких изменений в текущем году, в 2019 году в Польше акцизный налог с транспортных средств, например, произведенных до 2004 года, будет достигать от 0,5 до 4,5 тысяч евро в зависимости от объема двигателя. Таким образом в Польше стремятся стимулировать обновление автомобильного парка страны и минимизировать негативное влияние на окружающую среду, что вызывают старые машины.

Используют акциз в качестве регулятора в Молдове и Грузии. В этих странах максимальные ставки налога для авто возрастом 10 и 14 лет – соответственно. При этом в Молдове кроме строгого акциза на подержанные авто дополнительно действует запрет на ввоз машин старше 10 лет, а в Грузии – применяется тройная ставка акциза для авто с правосторонним рулем, что ограничивает объем ввоза бывших в употреблении транспортных средств из Англии и Азии.

В свою очередь Германия и Румыния стимулируют приобретение гражданами новых и более экологичных авто путем предоставления бонусов и субвенций. С 2016 года каждый житель Германии может получить 3-4,5 тысячи евро на приобретение гибридного или электрического транспортного средства. А начиная с 2017 года в Румынии взяла старт трехлетняя государственная программа обновления автопарка страны, по которой владельцы авто старше 8 лет могут получить на утилизацию старого автомобиля при покупке новой машины, уровень выбросов CO2 которого не будет превышать 130 г/км – 1500 евро, а по условиям покупки авто, уровень выбросов CO2 которого не превышает 98 г/км, – 1750 евро. Кроме того, программой предусмотрено предоставление субвенций в размере 10 000 евро на приобретение электромобилей, а также 4500 евро на покупку авто-гибридов.

К сожалению, не все страны могут себе позволить такой прогрессивный, однако финансово обременительный подход, именно поэтому большинство европейских государств регулируют вопросы обновления автопарков путем уменьшения или увеличения налоговой нагрузки на автовладельцев.

Поскольку европейские автомобили перемещаются из одной европейской страны в другую, не нуждаясь в растаможке, особое внимание в Европе уделяют государственной регистрации, которой обязательно предшествуют идентификация авто и дорегистрационный технический осмотр. Это платные услуги, стоимость которых колеблется от 20 до 120 евро.
Идентификация авто предусматривает проверку маркировок и действительности документов на машину, в то время, как технический осмотр должен выявить все имеющиеся неисправности, которые должны быть устранены с производственными картами производителя. Это означает, что в случае поломки незначительной детали должно быть заменено всю запчасть или даже целый механизм, что приводит к значительным дополнительным затратам, однако является обязательным для прохождения технического осмотра, а следовательно и регистрации авто.

Стоимость регистрации варьируется от 30 до 250 евро и зависит от размера регистрационного взноса, цен на свидетельство и номерные знаки, стоимость перевода документов, а также объема дополнительных взысканий. В частности в Польше вместе с регистрационным сбором необходимо уплатить утилизационный сбор.

Сразу после регистрации автовладелец обязан оформить страхование гражданско-правовой ответственности, цена которого зависит от тарифов страны, где зарегистрировано авто; покрытие страхового полиса; возраста, пробега и объема двигателя транспортного средства; а также страховой истории водителя. Стоимость страхования может колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен евро.

Следующим обязательным шагом является уплата ежегодных налогов – в каждой стране своих, в частности налога на собственность в Молдове, Грузии и Румынии, экологического налога в Румынии и Германии, дорожного налога в Молдове и некоторых странах Европы, где в обязательном порядке водитель должен платить за пользование автомобильными дорогами страны путем приобретения дорожной виньетки или плакетки. Размеры указанных платежей зависят от технических характеристик авто, его возраста, объема двигателя, пробега, объема выбросов СО2 и могут достигать нескольких сотен евро в год.

Беспрепятственная эксплуатация авто возможна только после прохождения всех указанных процедур, поскольку штрафы, предусмотренные за отсутствие тех или иных наклеек или номерного знака авто в автоматической базе дорожной полиции, значительно выше суммы обязательных платежей.

За год или два эксплуатации, в зависимости от страны пребывания, авто должно пройти обязательный техосмотр на тех же условиях, что и перед государственной регистрацией – с оплатой услуг станции технического обслуживания и полной заменой запчастей, вышедших из строя, что может стоить владельцу авто до нескольких тысяч евро, однако отказ от ремонта и, как следствие, непрохождение ТО – гораздо дороже, ведь предусматривает прекращение государственной регистрации.

Результаты указанного исследования, а также анализ, проведенный экспертами Комитета, подтверждают, что стоимость содержания автомобиля в Европе – гораздо выше стоимости его таможенного оформления и государственной регистрации, а также свидетельствуют о том, что законопроекты №8487 и №8488 – изменения в Налоговый и Таможенный Кодексы Украины – соответствуют современным тенденциям Европейского Союза.

Впрочем, если рассматривать затраты на приобретение и содержание автомобиля, учитывая европейские зарплаты, то все кажется вполне логично. Но если рассматривать предложенные ставки налогообложения с учетом зарплаты украинцев, то законопроекты №8487 и №8488 уже не кажутся слишком либеральными.

Читайте также: Южанина настаивает на растаможке "евроблях" за 2 500 – 3 000 евро