На фестивале OldCarLand у нас была редкая возможность сравнить автомобили для небогатых граждан из разных стран. Многие удивятся, но наш "Запорожец" на фоне прочих – просто шикарный автомобиль!

Мы привыкли критиковать наш "Запорожец" и иронизировать по его поводу, считая неудачным - маленьким, тесным, немощным, неторопливым - ну в общем, совершенно неправильным. Так ли это на самом деле, можно понять, сравнив "ЗАЗик" с его зарубежными одноклассниками - которых мы по странной отечественной традиции автоматически считаем лучшими.

Читайте также: классификация ретро-автомобилей

ЗАЗ-965 стал основателем линейки отечественных микролитражек – вплоть до “Таврии” и “Славуты”.

Austin Seven/Morris Mini

(1959 – 2000 гг., Великобритания)

Прародитель практически всех современных переднеприводных автомобилей, этот маленький британец показал всему миру, какой должна быть недорогая машина “для всех”. А именно – с передним приводом, поперечно расположенным коротким двигателем над коробкой передач, рулевой рейкой, небольшими колесами и двухобъемным кузовом. Именно такими и есть до сих пор абсолютное большинство наших сегодняшних легковушек.

Английский Mini выпускался под несколькими брендами, его удел – ровные европейские дороги.

Правда, не все этой машине достойно наследования, ради экономии ее гениальный конструктор Алек Иссигонис отважился на чересчур примитивные решения: резиновые втулки вместо пружин подвески, резиновые муфты вместо ШРУСов, механические (!!!) тормоза задних колес, сдвижные стекла и отопитель только за доплату.

Британская микролитражка стала основоположником всей мировой когорты компактных переднеприводных легковушек.

Зато автомобиль имел багажник и вмещал, хоть и с трудом, четырех взрослых человек! Динамика тоже была вполне взрослой, “базовый” моторчик объемом 0,850 л и мощностью 33 л.с. разгонял машинку до вполне взрослых 116 км/ч. В общем, неудивительно, что на всемирном конкурсе “Автомобиль ХХ века” Mini был признан вторым, уступив первый титул Ford T.

Mini выглядит меньшим, чем есть на самом деле. Благодаря низким креслам двое взрослых в его тесном салоне не чувствуют особого дискомфорта. Сзади дела не так хороши.

Читайте также: Украинские реставраторы восстановили Skoda, утонувшую 75 лет назад

Lloyd Arabella

(1959 – 1963 гг., Германия)

Этот изящный автомобильчик малоизвестен даже в кругах автомобильных фанов – увы, в свое время он не выдержал конкуренции с всемогущим VW Beetle, “набравшим обороты” как раз к моменту появления “Арабеллы” на свет. Lloyd хоть и был меньше классом, попал под раздачу из-за “детских болезней”, вызванных спешным проектированием и постановкой на конвейер.

Lloyd Arabella был построен по схеме взрослого автомобиля, уменьшенного в размерах. Это не лучший вариант конструирования.

Между тем, Lloyd сам по себе был весьма неплох: он легко помещал 4-х человек, а его оппозитный моторчик с 4-мя цилиндрами (редкость в классе) при мощности 34 – 45 л.с., сообщал легкой машинке завидную по тем временам скорость в 120 – 133 км/ч. Но похоже, эпоха переднего привода к тому времени еще не настала…

В нашу страну этот экземпляр Lloyd Arabella попал через Запорожский автозавод, где его изучали как одноклассника “Запорожца”.

Читайте также: Що вважається ретроавтомобілем: рамки ностальгії

Citroen 2CV

(1949-1990 гг.)

Упрощенный донельзя, этот неказистый “Ситроен” создавался под девизом “зонтик на колесах”. Дешевый во всем, он поражал своей простотой инженеров.

Citroen 2CV спроектировали еще до войны, именно как супердоступный транспорт для французской глубинки.

Его двухцилиндровый оппозитный двигатель располагал мощностью поначалу лишь 9 – 12 л.с. и подозрительно смахивал на довоенные моторы BMW, а брезентовая крыша призвана была экономить на дорогом металле и штамповке. Рамы не было, примитивный кузов несущим также не мог быть, поэтому всю нагрузку воспринимал… пол кузова.

Все конструкторские решения Citroen 2CV были подчинены удешевлению автомобиля.

В хитрой подвеске использовались общие (!!!) для переднего и заднего мостов детали – они работали по очереди, в зависимости от того, какое колесо попадало на неровность. Дверные стекла не то что не опускались, они даже не сдвигались – для еще большего упрощения их сделали откидными.

Маломощный двухцилиндровый двигатель-”воздушник” обеспечивал Citroen 2CV посредственную динамику – максималка составляла 70 км/ч.

Зато с самого начала салон машины отапливался, хотя и примитивным образом – теплым воздухом от цилиндров! Автомобиль потреблял мало топлива, но не мог разгоняться более 70 км/ч.

ЗАЗ-965 “Запорожец”

(1960 -1969 гг., СССР)

Вы наверное удивитесь, но украинский автомобиль в этой компании одноклассников самый внушительный. Имеются в виду отнюдь не габариты, нет – наш земляк как раз-таки полностью соответствует требованиям компактности. Но при меньших внешних размерах благодаря правильной компоновке наш “Зазик” просторнее своих конкурентов внутри, во всяком случае, по основному показателю – длине салона. Речь о том, что в нашем “Запорожце” наименее заметно желание сэкономить: нет ни одного бюджетного решения в конструкции.

“Запорожец” создавался как массовый автомобиль для эксплуатации на любых дорогах.

Все агрегаты в целом добротны, в полном объеме присутствуют все системы, которые есть и в любом “большом” автомобиле. Применяется полноценный четырехцилиндровый двигатель, 4-хступенчатая коробка передач, а подвеска полностью независимая, на пружинах и торсионах. “Уже в базе” на ЗАЗ-965 был высокоэффективный отопитель (автономный!), опускные стекла дверей, поворотные форточки, четыре места для взрослых и гидравлические тормоза всех колес. Мощность двигателя на разных модификациях “горбатого” составляла 23 – 27 л.с., соответственно максимальная скорость составляла 90 – 100 км/ч.

Байки о копировании “горбатого” с Fiat-600 родились из-за внешней схожести их передней части. Но конструктивно машины разные.

Таковы характеристики нескольких типичных микролитражек 1950-1960-х годов, машин А-класса по нынешней класссификации. Вообще-то тема их сравнения достойна отдельной, более подробной статьи, и мы к ней обязательно вернемся.

Читайте также: Закон о ретро: зачем нужен и что решает