Предпосылкой массового ввоза автомобилей с европейской регистрацией стало решение Конституционного суда.

По данным таможенной статистики, по состоянию на 1 мая 2018 года количество транспортных средств с иностранной регистрацией, которые за период с 1 января 2016 года были ввезены на таможенную территорию Украины в таможенном режиме транзита и временного ввоза, составляет 2 009 071 единиц (из них в таможенном режиме транзита 418 362 авто, в таможенном режиме временного ввоза 1 590 709 авто). Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту нардепа Нины Южаниной "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины".

В этой же пояснительной записке указано, с чего начался массовый ввоз "евроблях" в Украину.

В Таможенном Кодексе установлена административная ответственность за неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не закончено, или с товарами, находящимися на временном хранении под таможенным контролем. При выявлении факта передачи транспортного средства в пользование другому лицу в статье 469 Кодекса предусмотрен штраф в размере 17 тысяч гривен.

Читайте также: Сумма платежей за легализацию "евроблях" – 2500-3000 евро

Однако, в марте 2015 года Конституционный Суд Украины (Решение Конституционного Суда Украины от 31 марта 2015 года по Делу № 1 - 4/2015 относительно официального толкования положений части второй статьи 469 Таможенного кодекса Украины) установил, что пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, которые помещены в таможенный режим временного ввоза на таможенную территорию Украины, не является административным правонарушением, предусмотренным в части второй статьи 469 Кодекса.

Такое решение лишило органы доходов и сборов рычагов влияния на граждан-нарушителей, что привело к значительному увеличению количества транспортных средств личного пользования с иностранной регистрацией, которые находятся в Украине с нарушением таможенных правил и используются с нарушением таможенного законодательства.

Это решение и стало главной причиной массового ввоза авто с европейской регистрацией и безнаказанной их эксплуатации на дорогах Украины.

Читайте также: Где умирают "евробляхи": польское село превратилось в автосвалку

Впрочем, ввезенные таким образом авто подпадали и под другие статьи Таможенного кодекса. В частности, превышение установленных Таможенным кодексом Украины сроков транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования, находящихся под таможенным контролем, является нарушением таможенных правил за статьями 470 и 481 Кодекса и влекут за собой административную ответственность в виде предупреждений и штрафов.

Таможнями ГФС в течение 2017 года составлено 21 526 протоколов о нарушении таможенных правил в отношении физических лиц в связи с нарушением порядка перемещения транспортных средств через таможенную границу Украины. Сумма штрафов, наложенных таможнями ГФС за совершение правонарушений, составила 324 млн. грн. Из них было выплачено лишь 56 млн. грн.

За 1 квартал 2018 года, уже составлено 8736 протоколов о нарушении таможенных правил. Сумма штрафов, наложенных таможнями ГФС, составила 94 млн. грн., оплатили – 12 млн. грн.

Напомним, что законопроекты Южаниной по легализации "евроблях" не включили в повестку дня.