Цены на бензин и дизтопливо – пожалуй, самые нестабильные цифры  в нашей стране. Значения на стеллах АЗС меняются без видимых причин и правил, но это только на первый взгляд.

Почему растет цена на бензин и прочие виды топлива в Украине, мы попробуем выяснить, чтобы не поддаваться бессмысленному ажиотажу при колебаниях стоимости горючего.

Три кита

Как известно, розничная цена бензина в Украине (и не только в ней) складывается из трех составляющих: цена нефти, налоги и расходы розничных сетей. Специфика рынка нефтепродуктов такова, что практически все эти факторы зависят от многих причин и объективно не могут долго оставаться стабильными. В особенности это касается первых двух слагаемых.

Читайте также: Чем заправлять американские автомобили: соответствие маркировки бензина

Мировое производство нефти влияет на розничные цены в каждой стране

Доля нефти в цене бензина составляет порядка 47 %, в цене дизтоплива – 52 %. И это самая нестабильная составляющая. Вторая по «весу» часть розничной цены – налоги, акциз и НДС, в Украине она составляет порядка 40 % для бензина и 33 % для дизтоплива. (Для сравнения – в развитых европейских странах эти цифры соответственно равняются 60 % и 54 %). Этот показатель государство меняет не очень часто, не чаще раза в год. И наконец, около 10 % цены на стелле – это расходы сети АЗС и ее заработок – торговая наценка.

Вверх и вниз

Цены на нефть, которые определяют цену автомобильных топлив не только в нашей стране, - один из крупнейших факторов мировой экономики и даже геополитики. Мировым игрокам, строящим доходы и решающим проблемы своих государств на котировках сырой нефти разных сортов, мало дела до проблем рядового автомобилиста.

Котировки нефти на крупнейших мировых биржах – это не только топливо, но и геополитика. За нее тоже расплачивается рядовой автомобилист

Однако, для рядового украинского потребителя отраден тот факт, что процесс влияния мировой цены за баррель на внутренний рынок имеет некоторую инерционность. Повышение или снижение мировых цен отражается на ценниках украинских АЗС не раньше, чем через 10 дней, именно за этот период распродается через наши заправки ранее закупленное горючее и завозятся новые партии.

Также читайте: Сколько стоит бензин в Украине и мире: инфографика

Поскольку мировые колебания бывают кратковременными, украинские сети иногда просто не успевают среагировать на них – и мы не замечаем подорожания нефти на мировом рынке. К сожалению, по той же причине ее кратковременного удешевления мы тоже обычно не замечаем.

От курса национальной валюты зависит цена бензина даже в тех странах, которые имеют свою собственную нефтедобычу

Курс валют

Зато куда чувствительнее украинский рынок нефтепродуктов к внутреннему фактору, отражающемуся на цене нефти – к курсу национальной валюты. Его падения и взлеты достойны отдельных исследований, а в разрезе автомобильного топлива влияние таково: изменение курса на 1 гривну отражается в цене топлива как плюс или минус 80 копеек к розничной цене.

При подобных колебаниях курса гривны (на примере прошлых лет) цена на автомобильное топливо не может оставаться стабильной

И с этим трудно что-либо поделать, поскольку абсолютное большинство партий бензина и «дизеля» украинские трейдеры закупают за доллары и евро. Ведь из семи отечественных нефтеперерабатывающих заводов «в строю» осталось только два, и они закрывают не более 20 % рынка. Да и нефть, которую они используют в качестве сырья, по большей части – до 80 % - импортная, что также не дает этим производителям пространства для ценового маневра.

Читайте также: Что делать, если автомобиль потребляет много топлива

Смириться?

Что же остается делать украинскому автомобилисту, измученному колебаниями цен? Тем более, что для кого-то заправка бака – просто ежедневные расходы, а для кого-то – вопрос рентабельности бизнеса, возможность или невозможность прокормить семью.

Бензиновый мотор с ГБО или электромобиль – альтернативы жидкому углеводородному топливу немного. Но и тут есть свои нюансы

Одни смирились, перераспределив статьи семейного бюджета и урезав прочие расходы. Другие после долгих подсчетов купили дизельную машину, третьи разрубили гордиев узел, пересев на ставшим более доступным электромобиль. Один из «мягких» вариантов ухода от «нефтяной зависимости» – установка на бензиновый автомобиль газобаллонного оборудования. Но и эта почти 50 %-ная экономия на топливе имеет свои негативные стороны, да и цены на сжиженный пропан-бутан имеют свои, не менее интересные привязки. Впрочем, именно о них мы поговорим в следующий раз.

Также интересно: Как сделать автомобиль более экономичным