Водительские права: до и после реформы МРЭО

Восемь лет назад, еще во времена МРЭО, моя подруга, учившаяся тогда на водительских курсах, поделилась "радостью": 20людей из их группы должны "скинуться" по 200 баксов с ученика "на права". Иначе экзамен не сдать. Два года назад в Украине начали исчезать МРЭО. Существует ли еще и какой он, "тариф на права", и легче ли теперь стать водителем, интересовались журналисты сайта "24".
Водительские права: до и после реформы МРЭО

ФОТО: 24 Канал|

Водители "по-новому"

logo27 марта 2017, 20:02
logo0
logo0 мин

Как реформировали процедуру

Чуть более 2 лет назад старые межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы Госавтоинспекции МВД начали ликвидировать и вводить в работу на замену им сервисные центры МВД, которые собственно и занимаются сейчас вопросами выдачи, замены и т.д. водительских удостоверений.

Сначала такие центры открыли в Киеве и крупных городах. Дальше – и в райцентрах.

Сервисные центры против МРЭО

За 2016 год в Украине "дипломированных" водителей увеличилось на 360 256 – именно столько новых водительских удостоверений было выдано. Кроме того, 100 670 удостоверений водителя были заменены после утери или кражи и 269 348 удостоверений заменено в том числе в связи с открытием новой категории.

Если говорить об упрощении процедур, мы работали, в первую очередь, над уменьшением количества необходимых документов и время оказания услуги,
– рассказал в комментарии сайту "24" руководитель Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий.

"Теперь не надо приносить три фотографии для получения водительского удостоверения, теперь граждан фотографируют на месте. Для восстановления утерянного или утраченного удостоверения, а также для замены личных данных, больше не надо искать экзаменационную карточку из автошколы, теперь вся информация есть в базах данных", – пояснил он.

В 2015 году советник министра внутренних дел Антон Геращенко обещал, что водительские права будут выдавать за сутки.

Но имеем еще лучший результат: как заверил Владислав Криклий, удостоверение водителя сейчас выдают уже не в течение 10 дней, даже не за сутки, а сразу через 30 минут. Стоимость выдачи после окончания учебного заведения и сдачи экзаменов – 227 гривен, а замена или восстановление удостоверения стоит 201 гривну, уточнил чиновник.


В МВД уже анонсировали запуск мобильных сервисных ценре (фото с сайта ГСЦ МВД)

В Главном сервисном центре напомнили – на сайте hsc.gov.ua можно найти понятные инструкции об услугах, получить консультацию в колл-центре или на Фейсбук-странице Главного сервисного центра МВД.

От себя добавим: таких проблем, как некогда имели старые МРЭО, что называлось "нет бланков", в нынешних сервис-центров быть не должно. Только в феврале Главный СЦ закупил бланки документов (на пластиковой основе) для изготовления национальных удостоверений водителя, свидетельств о регистрации транспортного средства на сумму 99 млн 897 тыс. грн.

Читайте также: "На камеру": как теперь будет происходить техосмотр автомобилей

Выучил – сдал

Но лучше о процедуре знают те, кто как раз получил статус водителя и соответствующий документ об этом.

Впечатления новоиспеченных водителей относительности прозрачности и простоты процесса получения водительских прав разделились примерно на две части. "Счастливчики" говорят – все просто и без дополнительных финансовых трат.

Я все сдала сама, без взяток, проблем нет. Теорию можно пересдать, сколько хочешь. Правда, пересдача платная, но там какая-то небольшая сумма. На практике даётся 3 попытки. Это 4 упражнения на автодроме. И можно туда приехать вечером и потренироваться,
– рассказала в комментарии сайту "24" киевлянка Лиза Кравчук.

Татьяна Елина из Сумской области также подтвердила, что особых трудностей на пути к статусу водителя не было.

"Мы официально оплачивали обучение, а потом сдавали экзамен. Я, правда, только с 3 попытки теорию сдала, но это темы не совсем касается – просто слишком нервничала. Но никто не намекал, шо ежели не заплатишь, то ни сдашь, все было о объективно", – отметила новоиспеченный водитель.

Взятки никуда не исчезли

Впрочем, нашлись и такие, кто имеет о процессе обучения и получении прав не самые приятные воспоминания.

Киевлянка Елена рассказала в комментарии сайту "24", что осталась недовольной уже автошколой, где приобретала необходимые водительские навыки. По ее словам, там не научили, в частности, стартовать под гору.

Теорию сдала с 3-го раза в школе и с 4-го в сервисном центре. А практику пришлось покупать. То есть, взятки никуда не исчезли. Точно уже не помню формулировку, но вроде писали "за дополнительные уроки вождения" 2000 грн – это за экзамен вождения в школе + в центре. А полностью все купить: экзамен в школе и в центре (теория + вождение) 3000 или 4000,
– рассказала женщина.

Она уточнила: в день сдачи экзамена в назначенный день сдача теории бесплатная. И еще 2 раза можно пересдавать бесплатно (если есть излишнее волнение и т.п.). А за каждый следующий раз пересдачи уже надо заплатить 50 грн. Это в школе. А по практическому экзамену, "вождение" – каждый раз платишь за подачу машины 200 или 250 грн, если с первого раза не сдал.

Сейчас в Украине функционирует 150 сервисных центров. (Фото с сайта ГСЦ)

"Вжух – и права готовы"

Сергей из Львова рассказал сайту "24" тоже не очень вдохновляющую историю.

"В конце курса мы сдавали так называемый пробный экзамен в классе. Выглядело все довольно официально, был даже представитель соответствующего ведомства. Как нам сказали, этот экзамен – как допуск к главному экзамену (на самом деле выглядело больше на намек, что "будет тяжело"). Мне и еще паре человек удалось сдать, и нам назначили дату главного экзамена уже в центре. Из моей группы там был я и еще трое, очевидно, те, кто сдали этот пробный экзамен (а в группе в целом было людей 25-30). В центре экзамен из нас никто не сдал, сказали приходить в другой раз. Словом, мы поняли, шо все "договорились". Поэтому мы попали в худшую ситуацию, чем те другие, потому что только время потеряли и потом все равно пришлось заплатить", – рассказал львовянин.

Намекали очень так завуалировано. Скорее, пожалуй, самые ученики уже потом проявляли инициативу. "Договориться" стоило 60 у.е. Но можно было принести в гривневом эквиваленте. Вжух – и за две недели права готовы,
– уточнил Сергей.

Он добавил: обучение обошлось в 2250 гривен, плюс практические занятия – 100 грн одна поездка (всего поездок 20). "Сразу договариваться, пожалуй, и выгоднее", – предположил новый львовский водитель.

Не способствует взяточничеству!

Поэтому представляется так, что если человек твердо себе пообещал не платить никаких взяток, и при этом не халтурить в учебе, то получить права, заплатив только предусмотренное законом, – вполне получится. Если же накатанная дорога – не ваш метод, то желающие получить от вас взятки также пока найдутся. Но помните, что в таком случае именно вы стоите на пути реформирования системы.

Зато уже летом 2017 года украинцев могут тестировать по новой системе сдачи экзаменов на получение водительских прав. Как оно будет – увидим и проанализируем.

Читайте также: Время менять шины: сколько стоит летняя резина для автомобиля