Горбатого могила исправит, говорят в народе. Но отечественного автопрома это не касается. Да и не спешит наш первый "горбатый" автомобильчик в могилу. Автомобиль-легенда, который сошел с конвейера в 1960 году и стал символом украинского автопрома. Несмотря на частые поломки и десятки недостатков в конструкции, всенародный любимец и первый автомобиль в семье.

322 166 именно столько "горбатых" вышли в мир. Если бы "Запорожцы" продавали только жителям, например, Херсона, то машину получил бы каждый, включая младенцев и еще осталось бы. А если все эти "Запорожцы" одновременно завести, то в Херсоне точно никто бы не уснул, от чего, вероятно, и произошло название города.

"ЗАЗ-965" или "горбатый" слизан с итальянского "Фиата-600". Именно малолитражки не хватало советскому автопрому в конце 1950 годов. И в очередную пятилетку партия решила надо. Так появился "Москвич-444". Нет, мы не ошиблись народный автомобиль должны были выпускать на московском автомобильном. К счастью, места для еще одного конвейера там не нашлось и под выпуск "Запорожца" переоборудовали Запорожский тракторный завод "Коммунар". А выпуском двигателей для малыша занялись в Мелитополе.

Именно с двигателем связано больше всего забавных историй. Первые "Запорожцы" имели лишь 23 лошадиные силы, а в последних моделях их стало аж 40. Но шутили даже не над мощностью, а над расположением двигателя. Мотор в багажнике – это было очень необычно.

Читайте также: Вспомнить все. Школьный выпускной

"Запорожец" не зря называют народным автомобилем. Его козыри минималистичная конструкция, небольшой вес, экономичность и доступная цена. Первые модели стоили менее 2 тысяч рублей, ближайший конкурент среди "Москвичей" целых 15. Автолюбители удачно подметили странную взаимосвязь цен на автомобиль и популярное спиртное. Водка 3.70, а "горбатый" 3700 рублей, водка 5.30, а "Запорожец" 5300 рублей.

И именно размеры и были главным достоинством. 600 килограммов для автомобиля не вес. Особенно эта легкоподъемность пришлась по душе грузинам, которые посвятили горбатому целую серию короткометражек. Элегантная машина в народе тут же заработала название ушастой. За вот эту особенность конструкции ушки для забора воздуха, чтобы охлаждался двигатель.

Другое народное название "чебурашка". По тем же ушастым причинам "ушастик" и усовершенствованная "мыльница" тоже оказался совсем немного скопированы с зарубежных образцов. То с американского "Шевроле", то британского "Гилмана". А может с немецкого "Принца"? Но это мало интересовало советских автолюбителей, главное цена. "Ушастый" можно было приобрести за 3000 рублей.

Читайте также: Вспомнить все. Рестораны совкового периода

Купить "Запорожец" мечтали многие. Даже из телевизора обещали машину в каждую семью. Обещанного 7 лет ждут. Это точно о покупке "Запорожца". Желающих было в десятки раз больше, чем самих автомобилей. А значит, жди в очереди. 40 лошадиных сил – это уже почти "Порш-911". "Запорожцы" носились, не испытывая лимитов. Все старые модели имели уникальную особенность, которая поразила даже ведущих популярного британского автомобильного шоу ТopGear.

Ну и конечно, в "Запорожце" даже не пахло ремнями безопасности. Считалось, что на этих машинах ездят бессмертные. Особой фишкой считалась и печка. Обогрев салона и стекла тоже работали на бензине и включались далеко не всегда. Если ты стал владельцем автомобиля, то дома сидеть не будешь. И "Запорожцы" поехали пространствами Союза.

Выкарабкаться к высокогорному озеру на Кавказе? Да без проблем. Тысячи километров в машине сомнительной комфортности? Это тоже никого не пугало. А как вам ночлег в "Запорожце" целой семьей? Не верите? Не было проблем и с размещением багажа. Все, что не влезало в багажник и салон, приматывали к крыши. Даже если это пианино. С музыкой и ехать веселей.

Читайте также: Вспомнить все. Особенности советского "общепита"

В селах "Запорожцы" служили рабочим транспортом и честно отрабатывали все 40 лошадиных сил. Недостаток только один – двигатель часто перегревался. Проблему решали колхозным тюнингом. Цветовая гамма "Запорожцев" – как радуга. Яркое разнообразие было доступно при покупке автомобиля за небольшую доплату. Не было только черных лебедей, хотя между автолюбителями ходили легенды, что есть и такие – лимитированная серия.

Автопром двигался вперед и "Запорожец" до конца 1980 откровенно устарел. А в 1990 годах, когда на рынок попали иномарки, наша национальная гордость стала героем многочисленных анекдотов. Если бы не многочисленные фан-клубы "Запорожцев", вполне возможно, что эту машину можно было бы увидеть разве в музеях. А благодаря энтузиастам по нашим дорогам до сих пор ездят те самые легендарные горбатые "ЗАЗы", которому в этом году исполнилось 77 лет.