Каким был первый автомобиль марки Mercedes? Модель 35 HP, которую немцы предъявляют нам как родоначальника бренда, на самом деле была не такой уж первой: компания к тому времени выпускала автомобили уже десять лет. Кто-то путает следы?

Каким был первый автомобиль марки Mercedes, лучше всего знают в компании Daimler AG, чью машину в 1901 году впервые назвали Мерседесом. То была довольно громоздкая и слегка запутанная история, однако нам стоит вникнуть в нее – хотя бы для того, чтобы поучиться у немцев безпристрастной логике и верности интересам дела.

Читайте также:Каким был первый автомобиль BMW

Домерседесовская эра

Компания Daimler-Motoren-Gesellschaft, основанная одним из отцов автомобиля – Готлибом Даймлером – вполне успешно производила машины с бензиновыми ДВС еще в 19-м веке. Более того, продукция Даймлера долгое время считалась наиболее передовой, а его двигатели использовали на своих вуатюретках еще одни законодатели автомобильной моды того времени – французские автопроизводители. И тем не менее, мощный толчок к дальнейшему развитию Daimler-Motoren-Gesellschaft дал человек посторонний и далекий от инженерии – дипломат и торговец Эмиль Еллинек.

Этот активный и предприимчивый господин являлся одновременно консулом Австрии в Ницце и официальным дилером Daimler-Motoren-Gesellschaft на Лазурном берегу. Будучи своим в кругах французской элиты, он успешно сбывал богатым аристократам самобеглые коляски от марки “Даймлер”, и хорошо представлял, что нужно для увеличения сбыта.

Как и в нынешние времена, состоятельные граждане того периода хотели ездить на самых мощных и быстрых автомобилях. А как показать всем, что твой автомобиль самый быстрый? Победить на нем в гонках! Которых, кстати, во Франции в то время проводилось великое множество. И Эмиль Еллинек создал спортивную команду, которую назвал для конспирации (как дипломат, он не хотел светиться в гонках) Mercedes, по имени своей 11-летней дочери. В 1990–м команда заявилась в одном из самых престижных соревнований – гонке Ницца – Ла-Тюрби.

“Даймлеры” того времени в гонках оказались не ахти, поэтому Эмиль пришел к гг. Даймлеру и Майбаху (главный конструктор компании) с ворохом претензий. Уважаемые немцы в другое время отправили бы чересчур горячего дилера восвояси, но не в этот раз: слишком уж плотно дышали в затылок конкуренты – в частности, французы из Panhard. Хотя требовал Эмиль не малого – заново спроектированного под его требования автомобиля. Правда, в ответ он обещал выкупить сразу большую партию заказанных машин – целых 36 штук!

А вот и Mercedes!

Еллинек хотел получить более мощную машину – 23 л.с., снятых с 5,2-литрового объема, ему было мало. К тому же масса мотора Daimler Phönix достигала 320 кг! И тут впервые прозвучало заветное имя применительно к конкретной модели авто: по условиям заказчика, новый двигатель должен был называться Daimler-Mercedes. Еще одно условие: проектировать его должен был именно Майбах.

Читайте также: Закон про ретро: зачем нужен и что решает

Сам автомобиль должен стать ниже, шире и длиннее – кажется, Эмиль первым понял, что низкий центр тяжести при широкой колее и удлиненной базе способствует устойчивости машины в поворотах. Даймлер и Майбах, уже принявшие было решение навсегда уйти из гонок, уступили напору предпринимателя. И через полгода их неспокойный дилер и гонщик получил в свое распоряжение потрясшую всех новинку – Mercedes 35 PS. Первые экземпляры которого поступили в распоряжение одноименной команды.

Что в нем такого

Честно говоря, ничего революционного в этой машине не было. Она лишь обобщила все эволюционные «наработки» автомобиля за первое десятилетие после его изобретения. Mercedes 35 PS (в английской интерпретации - 35 HP, horse power – 35 лошадиных сил) стал более приземистым: базу растянули до 2,245 м, колею расширили до 1,400 м, силует снизили.

Капот получился необыкновенно низким, он не образовывает ступеньки с радиатором, рулевое управление получило червячный редуктор и сильно наклоненный вал руля. Для снижения центра тяжести двигатель опустили ниже, отказавшись от подрамника и укрепив его прямо между лонжеронов рамы. Также мотор сдвинули назад, ближе к центру базы, что улучшило управляемость машины.

4-цилиндровый двигатель при мощности 35 л.с. стал на 90 кг легче (всего то лишь 230 кг!), получил два эжекционных карбюратора (подобные сошли со сцены только в наши дни), охлаждение с водяной помпой и важную новинку - высокоэффективный радиатор сотового типа (применяются и по сей день), не требующий большого запаса воды. Цилиндры Майбах объединил попарно, снабдив их клапанами с приводом от двух распредвалов.

Читайте также: Чем хороши немецкие автомобили

Автомобиль развивал максималку 85 км/ч, но более важно, что он легко поддерживал высокую среднюю скорость даже на извилистой трассе – порядка 50 км/ч.

Модель 35 PS начала побеждать всех и вся, на всех гонках без разбора. Продажи «Даймлеров» под именем Mercedes пошли в гору. Не спортивные, семейные модели марки стали строить по тому же принципу: ниже, шире и длиннее. Автомобильная пресса в 1901 году написала: «Мы вступили в эпоху Мерседесов».

P.S. Обратите внимание – в названии автомобиля пока еще отсутствует вторая часть теперешнего бренда – Benz. Современное двусоставное имя Mercedes-Benz получит только в 1926 году, после слияния двух конкурирующих компаний, основанных изобретателями автомобиля – Карлом Бенцем и Готлибом Даймлером. Но это уже другая история, и мы к ней обязательно вернемся.

Читайте также: Автомобиль «Победа»: история и мифы автолегенды