Зачем нужен Закон про ретро автомобили, о котором так давно говорят в кругах реставраторов и коллекционеров? Казалось бы, ретросообщество Украины вполне успешно живет своей жизнью: в частных гаражах и мастерских компаний реставрируют автомобили, с завидной периодичностью и неизменным успехом проходят тематические выставки и фестивали.
Выставки и фестивали ретротехники уже несколько лет являются самыми массовыми событиями подобного плана в стране
Ретротема в обществе становится все популярнее, подогреваемая к тому же ностальгией по «старым добрым временам». Чего же боле? Но более пристальный взгляд на ретродвижение как культурное явление открывает одну большую проблему: авторетро в Украине варится в собственном соку, не развиваясь качественно.
Читайте также: Що вважається ретроавтомобілем: рамки ностальгії
Присмотритесь – перечень восстановленных и сохраненных моделей до обидного узок: неизменные «старые» «Волги», три модификации «Победы», изредка ЗИМ и совсем уж «за счастье» – красавица «Чайка». Да, конечно, присутствует также более массовый отечественный модельный ряд: «горбатые» с «ушастыми», «Москвичи»… Редкими вкраплениями мелькают на фестивалях экземпляры родом из 1930-х – «полуторки», «захары» и совсем уж уникальные «эмки». Одним словом, почти все отечественное – за редким исключением в виде трофейных немецких легковушек да чудом попавших в СССР иномарок образца 1970-х.
Многие отечественные авто прошлых лет стали культовыми. В значительной мере от того, что других прототипов в стране просто нет – и завезти их невозможно.
Почему же нет (или почти нет) в Украине интереснейших, этапных моделей начальных десятилетий ХХ века, представителей довоенной «золотой эры», не говоря уже о знаковых продуктах мирового автопрома середины прошлого века? Почему Украина бедна на такие памятники мировой технической культуры, хотя в прошлом имела к ней самое непосредственное отношение?
Довоенных автомобилей такого уровня реставрации в Украине – считанные единицы. Мало какой из них мог пережить войну, а импортировать их сегодня в каком-либо виде не позволяется законодательно.
Потому что одни из них погибли в пекле Великой Отечественной, катком прокатившейся по территории Украины, вторые никогда к нам и не завозились. И не завозятся поныне – поскольку ни один ретроавтомобиль не отвечает экологическим требованиям Euro-5, как того требует действующее украинское законодательство по отношению к импортируемым подержанным автомобилям.
Читайте также: Що означає автомобіль-донор
Украине нужен Закон, который бы регулировал официальные отношения ретровиков с государством и между собой, ведь дело не только в особых условиях ввоза ретротехники, но и в самом статусе исторического автомобиля. Без которого эти объекты культурного наследия невозможно даже застраховать, зарегистрировать, продать, передать на хранение и прочее.
Законопроект № 7374
Неравнодушная часть украинского ретродвижения несколько лет назад объединилась вокруг FAU – Автомобильной Федерации Украины (Fédération Automobile de l'Ukraine). При ней была создана КИТС – Комиссия по историческим транспортным средствам.
Участники движения из нескольких городов Украины создали инициативную группу, усилиями которой был создан Законопроект № 7374 «Про исторические транспортные средства».
Украинские реставраторы славятся своим мастерством на постсоветском пространстве. Но круг моделей, с которыми они работают, вынуждено ограничен.
Привлеченные юристы обобщили опыт европейских стран, и опираясь на регламенты FAU и FIVA, а также аналогичные законы Польши и стран Прибалтики, предусмотрели в проекте необходимые моменты. В Законе будет определено понятие статуса исторического транспортного средства, порядок его присвоения, занесение в национальный реестр, порядок эксплуатации, права и обязанности владельца.
Если такой автомобиль или мотоцикл будет представлять интерес для национальной культуры, он может быть завезен в страну гражданином Украины на особых условиях. Так, предлагается освободить от уплаты акциза, пошлины и НДС исторические транспортные средства, сконструированные 40 лет назад или раньше, и при этом которые не производятся серийно на протяжении 25 лет.
Иностранные участники приезжают на украинские ретро-шоу на авто самых разных марок – даже тех, которые никогда не производились в их странах.
Определять историческую ценность автомобиля или мотоцикла будет вышеупомянутая КИТС FAU, причем регламент оценки и ее процедура уже отработаны оценки экспертами Комиссии во время фестивалей OldCarLand и LeoPolis и на ретрослете «Александрия».
Читайте также: 12 найдорожчих автомобілів у світі, проданих з молотка
Также Законопроект № 7374 должен установить в Украине классификацию исторических транспортных средств, которая предусматривает 6 классов – от A до F, в ней фигурируют даты от 1918 г. до 1987 г.
Практически каждый ретроавтомобиль – предмет культурного наследия всего государства. Но пока об этом заботятся только сами владельцы старой техники.
На сегодня
В декабре минувшего года Законопроект № 7374 «Об исторических транспортных средствах» подан в Верховную Раду, документ принят к рассмотрению в комитетах. Часть согласований проект уже прошел, например, пройдена антикоррупционная экспертиза и 4 апреля с.г. получено одобрение Комитета ВР по вопросам предупреждения и противодействия коррупции. Вместе с Законопроектом № 7374 подготовлены проекты изменений в Налоговый и Таможенный кодексы.
Читайте также: Тюнинг с потенциалом: 5 лучших автомобилей для модификации