При сравнении были взяты в качестве примера две наиболее распространенные в своих категориях автомобили.
Покупаем "евробляху"
Представим, что вы приобрели некую среднюю "бляху". Скажем нерастаможенную BMW 3-й серии примерно 2000 года. То есть это 18-летняя машина с пробегом более 300 тыс. км и двигателем 2 литра.
Стоить она где-то $ 2000-3000. Пусть будет $ 2000. Норм? Норм.
Читайте также: Чем опасна BMw 3-series "на бляхах"
Покупаем электромобиль
Украина временно отменила все акцизы и пошлины на ввоз полностью электрических авто, а также отменила еще и уплату НДС! Да-да, та самая жадная власть, которая не хочет, чтобы украинцы ездили на доступных авто отменила все налоги на импорт электроавто. То есть на сегодня можно растаможить электромобиль абсолютно бесплатно!
Далее. Nissan Leaf 2014-2016 года (самое популярное и самое оптимальное на сегодня электрическое авто в мире) обойдется вам где-то в $ 15 000 (в зависимости от года, состояния, комплектации можно найти как дороже, так и дешевле, но в среднем где-то так). Это все вместе с покупкой, страховкой, привозом из Штатов и растаможкой (которая, напомню, сейчас является бесплатной), а также с учетом интереса салона, который все это сделает за вас (если вы захотите покупать-везти сами — то потратите еще на пару тысяч долларов меньше).
Таким образом, вы будете иметь абсолютно легальное современное 2-4 летнее авто с пробегом 20-50 тыс. Км, привезенное из США (где о каждой машине можно все узнать из открытой базы данных и т.д.), а не 15-20 летний полулегальный автохлам из Польши или Литвы.
Ок, возраст, пробег, легальный статус, это все хорошо, но за "бляху" я заплатил $ 2000, а здесь аж $ 15 000 — колоссальная разница, скажете вы!
Хорошо, но вы приобрели авто не для того, чтобы любоваться на него в собственном гараже (если он у вас есть), а чтобы на нем ездить, правда? Давайте посмотрим, что получится.
Читайте также: Nissan Leaf нового поколения оказался не лучше старого
Эксплуатация "бляхи"
Итак, купили вы 18-летнее нерастаможенное BMW за $ 2000 и радуетесь. А дальше начинаете его эксплуатировать.
За год при нормальном человеческом использовании (не такси, не другая профессиональная деятельность на авто) машина проедет где-то 15-20 тыс. Км. Пусть будет 15 тыс. Км. Это лишь где-то около 40 км в день — на работу, с работы, и еще где-то покататься в свободное время. Если же ездить далеко, регулярно за город, на дачу, путешествовать по стране и т.д., то явно будет более 15 тыс, но возьмем этот минимум.
Итак, расход топлива у такого авто будут где-то около 10 л. на 100 км (по городу может быть и больше, за городом — меньше, но в среднем где-то так).
Цену топлива тоже возьмем среднюю. Сегодня — 30 грн. / Литр (с тенденцией к постоянному удорожанию, кстати).
Итак проехав на вашей BMW 15 тыс. Км в год вы потратили где-то 1500 литров горючего, а это около 45 тысяч грн, или около $ 1700. Добавим сюда еще ежегодное ТО + какой-то возможный мелкий ремонт (в котором 20-летнее авто точно периодически будет нуждаться). Это еще около $ 300 в год минимум.
Таким образом, довольно умеренная без эксцессов эксплуатация вашей машины обойдется вам приблизительно в $ 2000 в год (кстати, это касается не только "бляхи", но и любого другого среднего авто с ДВС при умеренном уровне использования).
Так что за 5 лет эксплуатации это вам где-то в $ 10000 по скромным оценкам. И это если без серьезных ремонтов, поломок и тому подобное.
Читайте также: как выбрать сервис по кузовному ремонту
То есть через 5 лет у вас на руках 25-летняя морально и физически полностью устарелая нерастаможенная тачка с пробегом уже около 400 тыс км, на которую вы совокупно потратили $ 2000 + $ 10 000 = $ 12 000. И это минимум.
Если вы продолжите ею пользоваться дальше, то эти совокупные расходы ежегодно будут расти как минимум на $ 2000. Поэтому за следующие 5 лет вы потратите ЕЩЕ $ 10 000, хотя скорее всего больше, потому что на тот момент она уже начнет буквально разваливаться и потребует все больше финансовых вливаний.
Или же вы ее продадите через первые 5 лет (если тогда еще можно будет продать нерастаможенную), пусть даже за те же $ 2000, за которые вы его купили (что маловероятно, но давайте помечтаем). В этом случае вы остаетесь в минусах на минимум 10 000 долларов, которые вы уж никак не компенсируете.
И это я взял вариант, когда за эти 5 лет закон, которого так требуют сами "евробляхеры", и по которому тачку таки придется растаможить, уплатив что-то за это, принят так и не был. Но это также маловероятно, потому что такой закон уже принят в первом чтении. Согласно ему растаможка нашего авто по новым сниженным ставкам составит где-то 1500 евро, или более $ 1700. И чем старше авто, тем больше стоимость растаможивания. Приплюсуйте это к собственным расходам.
$ 2000 (покупка) + $ 1700 (растаможка) + $ 10 000 (5 лет эксплуатации, топливо, ТО, ремонт) = $ 13 700.
Если продадите через 5 лет, то минус около $ 2000 (оптимистично), то есть совокупные расходы на "бляху" в случае ее продажи составят $ 11 700-12 000 за 5 лет.
Читайте также: какими бывают авто на бляхах: видео
Эксплуатация электромобиля
Итак, вы взяли 2-3 летний Nissan из США с пробегом 30 тыс. Км за $ 15000 (да, есть электро и дешевле, скажем Fiat или Smart, а есть и более дорогие — BMW, Hyundai, Chevrolet, Tesla, но берем средний вариант) .
Взяли и проехали на нем за год те же 15 тыс. Км. На это вы потратили около 2000 кВт / ч электричества (на 1 кВт / ч Leaf проедет более 7 км, у меня, например, получается 7,2 км.
Где брать это электричество? Можно заряжаться дома или в гараже от обычной розетки 220В по бытовому (1,7 грн за кВт / ч), а еще лучше — по ночному (0,9 грн за кВт / ч) тарифу. Можно заряжаться на быстрых зарядных станциях по цене от 3 до 5 грн за кВт / ч. Можно на суперчарджерах 4-6 грн за кВт / ч. А можно заряжаться бесплатно! Да-да, представьте себе, бесплатное горючее, и таких точек хватает.
Но возьмите какой-то средний вариант, пусть будет так, что в среднем весь год вы заряжались по 3 грн за кВт / ч. 2000 кВт / ч * 3 грн = 6000 грн, или $ 230.
Еще раз: на электромобиле вы потратили $ 230 на "горючее" за год!
Относительно ТО, то Leaf его требует не раз в 10-15 тыс. км пробега, как бензиновый, а только раз в 30 тыс. Км. То есть где-то раз в 2 года. И стоит оно на порядок меньше, потому что там нечего обслуживать по существу. Замена масла в редукторе и замена фильтра салона. А также раз в 60 тыс. - замена тормозных колодок. То есть дай бог, чтобы вы $ 30-50 в год за все обслуживание выложили. Округлим в большую сторону все расходы ( "горючее" + ТО + ремонт) до $ 300 в год.
За 5 лет это составит до $ 1500. То есть покупка и эксплуатация электроавто за 5 лет обойдется вам в $ 15 000 + $ 1500 = $ 16 500.
Итак, за 5 лет использования вы имеете 7-8-летнее растаможенное электроавто с пробегом около 100 тыс. Км. Пусть за это время оно потеряет 50% стоимости. Если в этот момент вы его продадите, то сможете это сделать за, скажем, $ 7000 - $ 7500.
Получается за 5 лет вы в минусах лишь на $ 9000.
И это по крайней мере на $ 4000 меньше, чем в случае с "бляхой"!
Читайте также: определен ТОП-10 лучших элетромобилей
Здесь оппоненты расскажут байку, которую они где-то слышали, о том, что "батарея электроавто живет 3-5 лет" и стоит бешеных денег. Но это миф!
Да, конечно, со временем литий-ионные батареи теряют свою емкость. Но во-первых, не так быстро, а только по 5-6% в год. То есть 8-летнее электроавто потеряет за это время в среднем лишь 40-50% от своего первоначального объема батареи. Но это у Nissan, а у той же Теслы, деградация батареи составляет лишь 1-2% в год ...
Батарея Лифа состоит из блоков, поэтому со временем можно заменить не всю батарею, а только "плохие" блоки, а это значительно дешевле, чем менять всю.
Также старую батарею вы обычно не выбрасываете, а продаете, ведь для применяемых батарей из-под электроавто есть еще много интересных применений, Например, для аккумуляции энергии от солнечных панелей для освещения дома ночью и тому подобное. То есть продажа старой батареи частично компенсирует расходы на новую.
Кроме того, ежегодно цены на батареи падают, потому что их массовое производство постоянно растет вместе с популярностью электроавто. Если 8 лет назад 1 кВт / ч батарея стоила около $ 1000, то сейчас уже меньше $ 200. Представьте сколько они будут стоить через 8 лет, и во сколько вам обойдется замена батареи через 5-10 лет эксплуатации на самом деле.
Поэтому думайте, считайте и решайте, что лучше:
- 20-летний морально и физически устаревший хлам, который в эксплуатации обойдется вам значительно дороже, имеет сомнительный легальный статус и связанные с этим соответствующие риски и дополнительные расходы?
- Или может легальное, современное, перспективное, экологическое, суперэкономичное авто будущего, доступное уже сегодня?
Как по мне, выбор очевиден! И не только я так считаю, ведь в течение последних нескольких лет Украина находится в десятке стран мира, имеющих наибольшие темпы прироста электрических авто в их парке, а в определенные годы мы выходили даже на пятое место.