Никто не знает точно, какая доля украинского автопарка ремонтируется с помощью подержанных запчастей. Но доподлинно можно сказать, что процент этот впечатляющий. Итак, если уж это явление существует, попробуем разобраться, когда действительно стоит покупать б/у детали, а когда нет.
Не будем здесь рассуждать, хорошо это или плохо – факт в том, что по разным причинам подержанные запчасти стали спасением для многих автомобилистов. Но на самом деле в некоторых случаях они могут быть не столько полезными, сколько опасными. Когда же именно?
Сеть так называемых "разборок", где можно купить детали и агрегаты из списанных машин, покрывает всю страну. Это могут быть как частные дворы или импровизированные площадки, где разбирают 30-летние “Жигули” и “Кадеты”, так и компьютеризированные склады, куда централизованно поставляются детали со шротов Европы и Америки.
Собираясь покупать бывшие в употреблении запчасти, подумайте о том, откуда берут разборки детали именно для вашей модели
Именно от модели и ее поколения зависит состояние применяемых деталей и их наличие как таковых. Понятно, что для давно снятых с производства автомобилей можно найти только либо изношенные, либо пораженные коррозией (если это касается кузова) детали. Лучше ситуация с более свежими моделями, тем более которые распространены в Украине.
Читайте также: Как выбрать запчасти для авто и где их покупать
Последние два-три года в Украине ситуативно интересное предложение с подержанными запчастями к целому перечню европейских моделей, в первую очередь – немецких и французских. Десятки тысяч “еворблях”, так и не получив украинскую регистрацию, переместились с дорог на шроты. Но как ни странно, достойных компонентов там немного, поскольку на “разборки” попали худшие экземпляры, которые не было смысла легализовывать.
Надписи белым маркером по металлу – один из признаков того, что деталь по происхождению со шрота
Отдельный бизнес – поставки разбитых автомобилей из-за океана специально для ремонта таких же “битков”, но купленных украинцами для восстановления и дальнейшей эксплуатации. Перечень моделей здесь довольно ограничен, в соответствии с особенностями американского рынка.
Преимущества и недостатки бывших в употреблении запчастей
Плюсы
|
Минусы
|
Как видим, недостатки и преимущества применяемых деталей зависят от многих факторов. И в большой степени это – принадлежность компонента к той или иной группе деталей.
Это наиболее целесообразный вид покупки на “разборке”. Так как дефекты на кузовных деталях легко увидеть невооруженным глазом, да и на безопасность “старость” кузовной детали влияет не сильно. Следует иметь в виду, что во многих случаях цена на оригинальную кузовную деталь, снятую со старой машины, будет значительно выше, чем на новую, но не оригинальную. Причина – низкое качество “новодела”, в частности, отклонение геометрических размеров и худшая антикоррозионная защита. Соответственно, при установке новой, но не очень качественной детали придется оплатить дополнительную работу мастеров по подгонке или нанесению антикора.
Детали передней части кузова наиболее востребованы и на первичном, и на вторичном рынках кузовных запчастей
Это группа деталей, которые вообще трудно рекомендовать к покупке в виде “с рук” – даже если вы покупаете так называемый “контрактный” комплектный мотор с гарантией. Потому что по-настоящему проверить двигатель можно только на машине, а его установка под капот обходится сейчас в кругленькую сумму. Проверить степень износа детали силового агрегата не всегда просто – нужны особые знания и высокоточный инструмент. Более-менее приемлемым исключением будет разве что двигатель с молодого авто-“донора”, который попал в тяжелое ДТП без повреждения передней части.
Читайте также: Как проверять двигатель при покупке б/у авто
В идеале многие детали двигателя на “разборке” стоит покупать только в комплекте с работающими с ними в паре, иначе собранный агрегат не проработает долго. Речь идет, например, о коленвале и поршнях с шатунами, распределительном вале с “постелью” и тому подобное. Проще всего с навесным оборудованием двигателя: его проще оценить и не так сложно еще раз демонтировать, если обнаружится его негодность.
Чтобы замаскировать сомнительную сущность подержанного двигателя, продавцы изобрели термин "контрактный". Но неизношенный мотор здесь все равно найти непросто
Есть модели автомобилей с “вечной” коробкой передач – такие можно покупать и в подержанном виде. Между тем однозначно не стоит покупать комплектный агрегат из числа тех, которые хронически недолговечны на определенной модели авто – например, вариатор CVT некоторых типов. Если они массово выходят из строя на автомобилях рядовых граждан, откуда на “разборке” взяться исправному? То же и с деталями-“расходниками” типа дисков сцепления, фрикционов, двухмассовых маховиков и тому подобное.
Подбор подержанных частей для подвески осложняется тем, что некоторые из них содержат детали-“расходники”. Однако, рычаги и “стойки” покупают почти все владельцы “битков”, которые проходят восстановление – вместо погнутых в ДТП. Здесь нужно иметь в виду, что “на глаз” выявить деформацию большинства деталей подвески непросто, да и инструментальные замеры мало что дают.
При выборе упругих элементов подвески (пружин, рессор, торсионов) очень желательно приобретать их парами. К сожалению, мало где их демонтируют и хранят попарно
Как ни странно, но есть немало автомобилистов, которые покупают в подержанном виде даже узлы и детали для тормозов. Это можно объяснить традиционно большим запасом надежности компонентов тормозной системы. Мы бы не советовали такой вариант “закупов”, но отметим, что часто дефекты и недостатки деталей тормозной группы можно увидеть визуально: нарушение герметичности, порванные пыльники, механически изношенные соединения.
Фары и задние фонари в современных машинах стоят немалых денег, поэтому не удивительно, что очень часто владельцы поврежденных машин покупают именно б/у оптику. И в этом есть не только финансовый смысл, так как неоригинальная оптика очень часто хуже по качеству – прозрачный пластик быстро желтеет, а долговечность линз ниже желаемой. Когда световые приборы нужны для американских версий автомобилей, приходится учитывать, что цвет и характеристики луча у них отличаются от европейских – а евро-версий многих моделей на наших шротах гораздо меньше.
К покупке запчастей на “разборке” каждый раз нужен взвешенный подход, потому что сиюминутная экономия со временем может вылиться в большие затраты. Во многих случаях смысл в такой покупке можно найти, но каждый раз необходимо принимать во внимание такой нематериальный фактор, как безопасность.
Читайте также: Как выбрать ветровое стекло для автомобиля