Топливный рынок лихорадит – то государство цены регулирует, то доллар взлетает, то белорусы угрожают остановкой поставок… Да и нефть в мире подбирается к трехзначным значениям. Итог – на стеллах украинских АЗС. В таких условиях активизируются разного рода "алхимики", заливая рынок низкокачественным кустарным топливом. Проверим качество топлива на АЗС.
В прошлом исследовании Института потребительских экспертиз, проведенном два месяца назад, было обнаружено 25% фальсификата. К сожалению, нынешний рейд показал рост уже до трети “не кондиции”. В этот раз эксперты также провели эксперимент – в ряде сетей покупали пробы бензина в городах и на трассе, чтобы определить корреляцию в зависимости от удаленности от контролирующих органов, как внутренних, так и внешних. Результаты – в конце материала.
Также в тему проверка зимнего дизтоплива на украинских АЗС
Проверке подверглись большое количество региональных сетей, а также и основные всеукраинские продавцы топлива. В этом исследовании были отобраны образцы 16 сетей – WOG, ОККО, SHELL, ZOG, KLO, PRIME, АВИАС, ULTRA, БРСМ-Нафта, Avantage 7, UPG, CHIPO, Brent Oil, МОТТО, и две небольшие региональные сети АЗС – КСЕМ и Днепро-Нафта.
Как всегда, эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – зеленую, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали всем нормативам и имели “запас прочности” по качеству, синюю – АЗС, топливо которых не имело нарушений по требованиям профильного ДСТУ, и красную – сети, топливо в которых оказалось не кондиционным, то есть имело отклонения в качественных показателях.
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы, и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Все вышеперечисленные показатели должны быть в рамках допусков ДСТУ, иначе оно может нанести вред и автомобилю, и экологии – фактически воздуху, которым мы дышим.
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) |
Октановое число (исслед. метод) (норматив – не менее 95 ед.) |
Содержание серы, (норматив не более 10 мг/кг) |
Объёмная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35) |
Объемная часть бензола (в %, не более 1.0) |
WOG (город) |
95,6 |
7 |
25,7 |
0,54 |
WOG (трасса) |
95,7 |
6 |
24,9 |
0,53 |
ОККО (город) |
95,6 |
7 |
26,9 |
0,45 |
ОККО (трасса) |
95,6 |
8 |
27,4 |
0,39 |
КLO (город) |
95,6 |
9 |
25,7 |
0,372 |
KLO (трасса) |
95,5 |
9 |
25,3 |
0,4 |
PRIME |
95,3 |
8 |
30,7 |
0,75 |
ZOG |
95,6 |
7 |
39,8 |
0,46 |
AVANTAGE 7 |
95,4 |
7 |
30,3 |
0,44 |
АВІАС |
95,6 |
10 |
32,9 |
0,84 |
CHIPO |
95,5 |
9 |
33,5 |
0,51 |
ULTRA |
95,5 |
10 |
27,8 |
0,37 |
SHELL |
95,6 |
9 |
28,5 |
0,42 |
UPG |
95,9 |
10 |
26,4 |
0,44 |
БРСМ-Нафта (город) |
94,2 |
9 |
24,6 |
0,97 |
БРСМ-Нафта (трасса) |
94,2 |
6 |
24,3 |
0,496 |
BrentOIL |
93,0 |
6 |
8,5 |
1,45 |
МОТТО (город) |
90,5 |
54 |
10,3 |
3,98 |
МОТТО (трасса) |
92,3 |
12 |
9,5 |
1,90 |
КСЕМ |
92,3 |
7 |
9,7 |
2,32 |
ДНІПРО-НАФТА |
95,6 |
20 |
14,6 |
0,88 |
В зеленой зоне лидеров оказались 5 сетей – WOG, ОККО, KLO, ZOG и PRIME. Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число. Норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. Все образцы показали хороший результат – “запас” был у всех. Наибольший – у WOG (95,7 ед.). Их коллеги всего лишь на одну десятую не достигли лидера – ОККО, KLO, ZOG (95,6 ед). Замыкает пьедестал PRIME – 95,5 ед. Далее посмотрели на содержание серы, один из важнейших показателей, который напрямую является показателем долгой “жизни” двигателя. Минимальное значение выявлено в бензине А-95, приобретенном в сети WOG (6 мг/кг), немногим больше у ОККО и запорожской ZOG (7 мг/кг). Это с запасом превосходит допуски Евро – 5.
Что касается содержания ароматических углеводородов, то у всех участников значения в пределах нормы, лучший показатель у KLO – всего 25,3%. Далее был проверен еще один важный показатель – содержание бензола. Этого токсичного вещества в бензине должно быть как можно меньше, поскольку увеличение его количества прямо воздействует на уменьшение ресурса двигателя. Результат – на “отлично”. Наименьшее количество – у ОККО (0,37 % при норме не выше 1%), и KLO (0,4%).
Топливо, приобретённое на АЗС Avantage 7, SHELL, АВИАС, CHIPO, ULTRA и UPG, попали в синюю зону. Бензин А-95, реализуемый здесь, отвечал всем требованиям ДСТУ, и в целом имеет отличное качество. Практически все образцы отнесены в синюю зону из-за показателя содержания серы, которые находятся на границе допусков нормативов (9-10 мг/кг при нормативе не более 10).
Красная зона вновь полна дискаунтерами, хотя в нынешних реалиях цена у них уже не так столь сильно отличается от сетей из зеленой и синих зон. Бензин А-95 не соответствовал ДСТУ у сетей БРСМ-Нафта, МОТТО, Brent Oil, КСЕМ и Днипро-Нафта. У первых четырех образцов был обнаружен недостаток “октана” – БРСМ-нафта (94,2 ед.), МОТТО (90,4 ед.), Brent Oil (93 ед.), КСЕМ (92,3 ед). И если Brent Oil и КСЕМ продают “девяносто второй” по цене “пятого”, то МОТТО не дотягивает даже до этого! Это серьезное нарушение, поскольку двигатели современных автомобилей четко настроены на соответствующий уровень октанового числа. Заправка бензином с пониженным числом как минимум увеличит расход топлива и уменьшит мощность двигателя, а как максимум может привести к поломке топливной аппаратуры.
Что касается вредной для экологии и воздуха серы – то превышение более чем в пять раз было обнаружено в образце МОТТО (54 мг/кг при норме не более 10), и в 2 раза в образце Днипро-Нафта. А самое интересное началось, традиционно, при проверке содержания бензола. Четырехкратное (!) превышение допустимого уровня этого токсичного вещества обнаружено в пробе МОТТО (3,98% при норме не более 1%).
Также интересно нардепы предлагают сделать невыгодным "бодяжить" топливо
Двукратное у КСЕМ и в полтора раза у Brent Oil. Практически на грани оказались образцы бензина БРСМ-Нафта и Днипро-Нафта (0,97 и 0,88 % соответственно). В общем, экологам стоит бить тревогу – при таких запредельных содержаниях бензола, проблемы со здоровьем у водителей и пешеходов практически неизбежны. Также эксперты обратили внимание на аномально низкое содержание ароматических углеводородов в образцах МОТТО, Brent Oil, КСЕМ и Днипро-Нафта (от 8 до 14%). Это чёткий маркер не заводского, кустарного производства.
В общем, исследование показало, что желание сэкономить в период турбулентности на рынке, может вылезти владельцам авто боком. Что же касается корреляции между бензином, который продают на трассе и в городах, то судя по итогам исследования, никакой разницы нет. Там, где компания думает о клиенте и своей репутации, географическое расположение станций не имеет значения. Ну а те, кто во главу угла ставят наживу – обманывают везде.
Автор: Вадим Кривенко.